Если ККТ исключена из Госреестра
Наше предприятие приобрело в 1999 г. контрольно-кассовую машину, которая в настоящее время исключена из Госреестра. Срок полезного использования был определен 16 лет. Согласно Классификации основных средств, включаемых в амортизационные группы, срок полезного использования контрольно-кассовой техники составляет от 5 до 7 лет.
Имеем ли мы право использовать ККМ далее, до истечения нормативного срока амортизации, или мы обязаны (так как в 2006 г. исполняется 7 лет со дня ввода ККМ в эксплуатацию) снять ККМ с учета и списать? Как в этом случае быть с недоначисленной амортизацией?
Согласно ст. 3 Федерального закона РФ от 22.05.2003 г. № 54-ФЗ «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт» при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт на территории Российской Федерации применяются модели контрольно-кассовой техники, включенные в Государственный реестр.
В случае исключения из Государственного реестра ранее применявшихся моделей контрольно-кассовой техники их дальнейшая эксплуатация осуществляется до истечения нормативного срока их амортизации.
Определение понятия «нормативный срок амортизации» Закон о ККТ не приводит.
Налоговики и Минфин РФ, разъясняя порядок применения ККТ, исключенной из Госреестра, указывают, что продолжительность срока амортизации определяется с учетом утвержденной постановлением Правительства РФ от 01.01.2002 г. № 1 Классификации основных средств, включаемых в амортизационные группы, то есть нормативный срок амортизации определяется по правилам налогового учета (см., например, письмо Минфина РФ от 07.06.2006 г. № 03-01-15/4-124).
В соответствии с Классификацией… контрольно-кассовая техника является средством механизации и автоматизации управленческого и инженерного труда и отнесена к четвертой амортизационной группе (имущество со сроком полезного использования свыше 5 лет до 7 лет включительно).
Поэтому в случае исключения модели контрольно-кассовой техники из Государственного реестра в целях определения возможности ее дальнейшего использования следует исходить из нормативного срока амортизации, составляющего до 7 лет включительно с момента ввода в эксплуатацию.
С тем, что нормативный срок амортизации для целей применения ст. 3 Закона о ККТ определяется в соответствии с Классификацией (а не организацией самостоятельно или по правилам бухгалтерского учета), как правило, соглашаются суды (см., например, постановления ФАС Уральского округа от 18.04.2006 г. № Ф09-2749/06-С7, от 10.01.2006 г. № Ф09-5982/05-С7).
Таким образом, после истечения нормативного срока амортизации, определяемого в соответствии с Классификацией и составляющего до 7 лет включительно, контрольно-кассовая техника, исключенная из Госреестра, эксплуатироваться не должна.
Суммы недоначисленной в соответствии с установленным сроком полезного использования амортизации по ликвидируемым основным средствам в целях налогообложения прибыли относятся к расходам на ликвидацию выводимых из эксплуатации основных средств и включаются в состав внереализационных расходов в том отчетном периоде, в котором произошла ликвидация основного средства (п.п. 8 п. 1 ст. 265 НК РФ).
В бухгалтерском учете выбытие объекта основных средств (в том числе контрольно-кассовой машины) отражается следующими записями.
ДЕБЕТ 01, субсчет «Выбытие основных средств» КРЕДИТ 01
– списана первоначальная (восстановительная) стоимость контрольно-кассовой машины;
ДЕБЕТ 02 КРЕДИТ 01, субсчет «Выбытие основных средств»
– списана сумма начисленной амортизации;
ДЕБЕТ 91 КРЕДИТ 01, субсчет «Выбытие основных средств»
– списана остаточная стоимость контрольно-кассовой машины.
Эта запись отражает включение не погашенной путем начисления амортизации стоимости контрольно-кассовой машины в состав внереализационных расходов, то есть, другими словами, признание расходом суммы недоначисленной амортизации.
Несмотря на то, что после истечения нормативного срока амортизации исключенной из Госреестра ККТ Вы не должны ее применять, оштрафовать Вас за ее использование после истечения указанного срока могут лишь в том случае, если налоговые органы уведомят Вас о снятии такой ККТ с учета.
Дело в том, что п. 8 Порядка регистрации контрольно-кассовых машин в налоговых органах, утвержденного приказом Госналогслужбы РФ от 22.06.1995 г. № ВГ-3-14/36, установлено, что по окончании срока применения модели контрольно-кассовой машины, указанного в Государственном реестре контрольно-кассовых машин, используемых на территории Российской Федерации, налоговые органы снимают с учета контрольно-кассовые машины этих моделей.
При этом организации о снятии с учета таких контрольно-кассовых машин уведомляются за 30 дней до истечения срока их применения.
Суды считают, что если уведомление о снятии с учета используемой ККТ организации не направлялось, то в ее действиях (использовании исключенной из Госреестра ККТ с истекшим нормативным сроком амортизации) отсутствует вина.
Следовательно, полагают судьи, оснований для наложения штрафа за применение такой ККТ не имеется (см., например, постановления ФАС Уральского округа от 10.01.2006 г. № Ф09-5982/05-С7, от 13.10.2005 г. № Ф09-4545/05-С7, от 13.06.2006 г. № Ф09-4728/06-С7, от 05.07.2005 г. № Ф09-2070/05-С6).
Все права на материалы защищены, многие статьи на нашем
сайте находятся в закрытом доступе.
Предлагаем зарегистрироваться или авторизоваться, чтобы продолжить чтение.
Ваша подписка закончилась {{this.$store.state.user.subscribe_end}}.
Продлите подписку чтобы получить доступ к журналу.
Изменения в законодательстве происходят каждый день!
Не попадите под штрафы и налоговые проверки!
Ваша подписка закончилась {{this.$store.state.user.subscribe_end}}.
Продлите подписку чтобы получить доступ к журналу.
Изменения в законодательстве происходят каждый день!
Не попадите под штрафы и налоговые проверки!