Работающие пенсионеры. Поощрения и увольнения

 У нас в организации работают пенсионеры. У некоторых (давно работающих) в трудовых договорах написано, что при увольнении, если уже достигнут пенсионный возраст, им выплачивается единоразовая премия за долголетний добросовестный труд. Можно ли эту премию учесть в расходах по налогу на прибыль?

И второй вопрос. Имеет ли право работающий пенсионер увольняться без отработки?
 
1. Ст. 255 НК РФ установлено, что в расходы налогоплательщика на оплату труда включаются любые начисления работникам в денежной и (или) натуральной формах, стимулирующие начисления и надбавки, компенсационные начисления, связанные с режимом работы или условиями труда, премии и единовременные поощрительные начисления, расходы, связанные с содержанием этих работников, предусмотренные нормами законодательства Российской Федерации, трудовыми договорами (контрактами) и (или) коллективными договорами.
При этом перечень расходов на оплату труда, учитываемых в целях налогообложения прибыли, является открытым.
Так, согласно п. 25 ст. 255 НК РФ к расходам на оплату труда относятся другие виды расходов, произведенных в пользу работника, предусмотренных трудовым договором и (или) коллективным договором, помимо прямо перечисленных в других 24 пунктах ст. 255 НК РФ.
В то же время в соответствии с п. 25 ст. 270 НК РФ при определении налоговой базы не учитываются расходы в виде надбавок к пенсиям, единовременных пособий уходящим на пенсию ветеранам труда.
По мнению чиновников, расходы на единовременные поощрительные начисления работникам за добросовестное исполнение трудовых обязанностей при их увольнении в связи с выходом на пенсию, выплаченные на основании трудовых или коллективных договоров, не уменьшают налогооблагаемую прибыль, поскольку не связаны с деятельностью, направленной на получение дохода.
То есть данные расходы не удовлетворяют критериям ст. 252 НК РФ (письмо Минфина РФ от 07.12.2005 г. № 03-03-04/1/414).
По истечении четырех лет после выхода вышеуказанного письма Минфин вновь вернулся к этой теме и в один день выпустил два взаимоисключающих разъяснения.
В письме от 12.03.2010 г. № 03-03-06/1/130 финансовое ведомство подтвердило свою старю позицию: согласно п. 25 ст. 270 НК РФ при налогообложении прибыли организаций не учитываются расходы в виде надбавок к пенсиям.
Однако в письме от 12.03.2010 г. № 03-03-06/1/129 чиновники разъяснили, что перечень расходов, включаемых в расходы на оплату труда, представленный в ст. 255 НК РФ, является открытым и п. 1 ст. 255 НК РФ, определяя общее понимание в целях главы 25 НК РФ расходов на оплату труда, предусматривает такой вид расходов, как премии и единовременные поощрительные начисления, предусмотренные нормами законодательства Российской Федерации, трудовыми договорами (контрактами) и (или) коллективными договорами.
Причем эти рассуждения Минфина приведены в ответ на вопрос о порядке учета для целей налога на прибыль указанного единовременного поощрения за добросовестный труд при увольнении работников впервые в связи с выходом на пенсию.
Получилось, как в анекдоте: до обеда – «да», после обеда – «нет».
Также не удается выработать единообразную политику и арбитражным судам.
К сожалению, большинство судов считают, что единовременные выплаты работникам, увольняющимся в связи с выходом на пенсию, предусмотрены коллективным договором предприятия в числе мер сферы социальных гарантий, в связи с чем не относятся к обязательствам работодателя по оплате труда, то есть имеют непроизводственный характер, не являются вознаграждением за труд, не связаны с деятельностью, направленной на получение дохода, не соответствуют признакам, предусмотренным п. 1 ст. 255 НК РФ, и для данных затрат отсутствует экономическая обоснованность (см., например, постановления ФАС Московского округа от 27.11.2009 г. № КА-А40/11847-09, ФАС Западно-Сибирского округа от 26.09.2007 г. № Ф04-6686/2007(38514-А27-41)).
Однако тот же ФАС Западно-Сибирского округа выражал и иное мнение.
Суд указывал, что выплаты увольняющимся работникам в связи с выходом на пенсию по условиям коллективного договора определены заблаговременно, производились не всем пенсионерам и не в одинаковом размере, а только при условии пятилетнего стажа работы в организации, в размере, зависящем от продолжительности стажа.
Таким образом, спорные выплаты стимулируют работников на долгосрочные трудовые отношения с работодателями.
Поэтому спорные выплаты могут учитываться в расходах на оплату труда, как стимулирующие начисления и надбавки, предусмотренные нормами законодательства Российской Федерации, трудовыми договорами (контрактами) и (или) коллективными договорами.
Кроме того, налоговым законодательством не предусмотрено норм, препятствующих возможности относить в состав расходов по прибыли выплаты работникам, не предусмотренные в законе.
В соответствии со ст. 255 НК РФ в расходы можно включить как выплаты, прямо предусмотренные в законодательстве, так и выплаты, в законодательстве прямо не предусмотренные, но установленные в порядке, предусмотренном законодательством (постановления ФАС Западно-Сибирского округа от 11.12.2007 г. № Ф04-8408/2007, от 02.07.2008 г. № Ф04-3910/2008).
Несмотря на это, данный вопрос до сих пор является спорным.
Поэтому вряд ли Вам удастся убедить налоговиков в правомерности отнесения указанных выплат в состав учитываемых для целей налогообложения расходов.
2. В Трудовом кодексе РФ нет специального, отдельного основания для расторжения трудового договора с работником, достигшим пенсионного возраста и желающим прекратить работу.
Увольнение таких работников производится на основании их заявлений как увольнение по собственному желанию.
Согласно п. 3 ст. 77 Трудового кодекса РФ одним из оснований прекращения трудового договора является расторжение трудового договора по инициативе работника.
По общему правилу в соответствии со ст. 80 ТК РФ работник имеет право расторгнуть трудовой договор, предупредив об этом работодателя в письменной форме не позднее чем за две недели.
Течение указанного срока начинается на следующий день после получения работодателем заявления работника об увольнении.
Однако в случаях, когда заявление работника об увольнении по его инициативе (по собственному желанию) обусловлено невозможностью продолжения им работы (зачисление в образовательное учреждение, выход на пенсию и другие случаи), а также в случаях установленного нарушения работодателем трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, локальных нормативных актов, условий коллективного договора, соглашения или трудового договора работодатель обязан расторгнуть трудовой договор в срок, указанный в заявлении работника.
По истечении срока предупреждения об увольнении работник имеет право прекратить работу.
В последний день работы работодатель обязан выдать работнику трудовую книжку, другие документы, связанные с работой, по письменному заявлению работника и произвести с ним окончательный расчет.
Законодательство не расшифровывает понятие «выход на пенсию».
Причем определения данного термина нет ни в трудовом праве, ни в других отраслях законодательства.
Основной закон о пенсиях – Федеральный закон РФ от 17.12.2001 г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» – определяет, что такое трудовая пенсия.
Это ежемесячная денежная выплата в целях компенсации застрахованным лицам заработной платы и иных выплат и вознаграждений, утраченных ими в связи с наступлением нетрудоспособности вследствие старости или инвалидности.
Закон № 173-ФЗ оперирует таким понятием как установление трудовой пенсии (им признается назначение трудовой пенсии, перерасчет или корректировка ее размера, перевод с одного вида пенсии на другой), даже не упоминая словосочетание «выход на пенсию».
Тем не менее по «косвенным признакам» все-таки можно составить мнение о том, что имеет в виду законодатель, говоря о выходе на пенсию.
Так, например, в письме от 26.07.2005 г. № 02-18/07-6686 ФСС РФ рассматривает вопрос о назначении обеспечения по страхованию лицам, у которых выявлено профессиональное заболевание или установлена степень утраты профессиональной трудоспособности после выхода на пенсию.
Понятно, что если бы выходом на пенсию считалось достижение работающим лицом пенсионного возраста или момент назначения пенсии продолжающему работать пенсионеру, то подобный вопрос не возник бы.
То есть под выходом на пенсию законодатель подразумевает именно прекращение трудовой деятельности работником, достигшим пенсионного возраста и имеющим право на назначение ему пенсии.
Причем очевидно, что принять решение о том, что он больше не будет работать и будет жить только на пенсию, работник пенсионного возраста может не только в момент достижения пенсионного возраста, но и позже.
Следовательно, если работник, имеющий право на пенсию, напишет заявление об увольнении по собственному желанию в связи с выходом на пенсию, указав в этом заявлении срок расторжения трудового договора, то уволить работника, выдать ему документы и произвести с ним дополнительный расчет работодатель обязан именно в срок, указанный в заявлении этого работника.
Таким образом, работник-пенсионер вправе не работать со следующего дня после подачи заявления об увольнении, в котором он просит уволить его без отработки.
Кстати, такой порядок увольнения должен соблюдаться не только при первом увольнении работника после достижения им пенсионного возраста, но и при увольнении с тех мест работы, куда работник-пенсионер устроился уже после того, как однажды решил выйти на пенсию.
То есть работники пенсионного возраста в любой момент могут уволиться с любой работы без отработки, сославшись на то, что увольняются в связи с выходом на пенсию, что не мешает им в дальнейшем вновь трудоустроиться и, при желании, снова уволиться без отработки в связи с выходом на пенсию, и так много раз.
Распечатать статью