Дополнительные выходные дни по уходу за ребенком-инвалидом
Сотрудник нашей организации имеет право на дополнительные выходные дни по уходу за ребенком-инвалидом. Принят в штат с 01.01.2012 г. с окладом (условно) 10 000 рублей. Периода для расчета среднедневного заработка нет. Предыдущие 12 месяцев дохода не имел. Данные дни оплачиваются за счет средств ФСС.
Как правильно рассчитать среднедневной заработок? Как правильно отразить бухгалтерскими проводками в бухгалтерском учете начисление, налогообложение, выплату таких сумм и уменьшение взносов в ФСС на сумму данных выплат?
Сотрудница, имеющая ребенка-инвалида, работает по 12 часов два дня через два. Как ей оплачивать дополнительные выходные дни для ухода за ребенком-инвалидом?
Ст. 262 ТК РФ установлено, что одному из родителей (опекуну, попечителю) для ухода за детьми-инвалидами по его письменному заявлению предоставляются четыре дополнительных оплачиваемых выходных дня в месяц, которые могут быть использованы одним из указанных лиц либо разделены ими между собой по их усмотрению.
Оплата каждого дополнительного выходного дня производится в размере среднего заработка и порядке, который устанавливается федеральными законами.
Согласно п. 17 ст. 37 Федерального закона РФ от 24.07.2009 г. № 213-ФЗ с 1 января 2010 года финансовое обеспечение расходов на оплату дополнительных выходных дней, предоставляемых для ухода за детьми-инвалидами в соответствии со ст. 262 ТК РФ, осуществляется за счет межбюджетных трансфертов из федерального бюджета, предоставляемых в установленном порядке бюджету ФСС РФ.
В соответствии со ст. 139 ТК РФ для всех случаев определения размера средней заработной платы (среднего заработка), предусмотренных ТК РФ, устанавливается единый порядок ее исчисления.
Для расчета средней заработной платы учитываются все предусмотренные системой оплаты труда виды выплат, применяемые у соответствующего работодателя независимо от источников этих выплат.
При любом режиме работы расчет средней заработной платы работника производится исходя из фактически начисленной ему заработной платы и фактически отработанного им времени за 12 календарных месяцев, предшествующих периоду, в течение которого за работником сохраняется средняя заработная плата.
При этом календарным месяцем считается период с 1-го по 30-е (31-е) число соответствующего месяца включительно (в феврале – по 28-е (29-е) число включительно).
Аналогичная формулировка расчета среднего заработка приведена в п. 4 Положения об особенностях порядка исчисления средней заработной платы, утвержденного постановлением Правительства РФ от 24.12.2007 г. № 922.
Средний заработок работника определяется путем умножения среднего дневного заработка на количество дней (календарных, рабочих) в периоде, подлежащем оплате.
Средний дневной заработок, кроме случаев определения среднего заработка для оплаты отпусков и выплаты компенсаций за неиспользованные отпуска, исчисляется путем деления суммы заработной платы, фактически начисленной за отработанные дни в расчетном периоде, включая премии и вознаграждения, учитываемые в соответствии с п. 15 Положения, на количество фактически отработанных в этот период дней.
При определении среднего заработка работника, которому установлен суммированный учет рабочего времени, кроме случаев определения среднего заработка для оплаты отпусков и выплаты компенсации за неиспользованные отпуска, используется средний часовой заработок.
Средний часовой заработок исчисляется путем деления суммы заработной платы, фактически начисленной за отработанные часы в расчетном периоде, включая премии и вознаграждения, учитываемые в соответствии с п. 15 Положения, на количество часов, фактически отработанных в этот период.
Средний заработок в этом случае определяется путем умножения среднего часового заработка на количество рабочих часов по графику работника в периоде, подлежащем оплате.
ФСС РФ в письме от 05.05.2010 г. № 02-02-01/08-2082 указал, что в соответствии с п. 5 Положения при исчислении среднего заработка из расчетного периода исключается время, а также начисленные за это время суммы, когда работник получал пособие по временной нетрудоспособности, работнику предоставлялись дополнительные оплачиваемые выходные дни для ухода за детьми-инвалидами и инвалидами с детства и др.
Кроме того, п. 10 Положения (применение среднемесячного числа календарных дней) применяется только для расчета отпусков и выплаты компенсации за неиспользованный отпуск.
Если у работника в расчетном периоде не было заработка, то нужно руководствоваться пунктами 6, 7, 8 Положения.
В случае если работник не имел фактически начисленной заработной платы или фактически отработанных дней за расчетный период или за период, превышающий расчетный период, либо этот период состоял из времени, исключаемого из расчетного периода в соответствии с п. 5 Положения, средний заработок определяется исходя из суммы заработной платы, фактически начисленной за предшествующий период, равный расчетному.
В случае если работник не имел фактически начисленной заработной платы или фактически отработанных дней за расчетный период и до начала расчетного периода, средний заработок определяется исходя из размера заработной платы, фактически начисленной за фактически отработанные работником дни в месяце наступления случая, с которым связано сохранение среднего заработка.
В случае если работник не имел фактически начисленной заработной платы или фактически отработанных дней за расчетный период, до начала расчетного периода и до наступления случая, с которым связано сохранение среднего заработка, средний заработок определяется исходя из установленной ему тарифной ставки, оклада (должностного оклада).
В бухгалтерском учете сумма среднего заработка за дополнительные выходные дни по уходу за ребенком-инвалидом отражается по дебету счета 69 субсчет «Расчеты по социальному страхованию» в корреспонденции со счетом 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда».
Согласно п. 1 ст. 217 НК РФ не подлежат обложению НДФЛ доходы в виде государственных пособий, за исключением пособий по временной нетрудоспособности (включая пособие по уходу за больным ребенком), а также иные выплаты и компенсации, выплачиваемые в соответствии с действующим законодательством, имеющие характер государственных пособий.
При этом к пособиям, не подлежащим налогообложению, относятся пособия по безработице, беременности и родам.
На протяжении многих лет Минфин РФ утверждает, что оплата дополнительных выходных дней не относится к государственным пособиям, поскольку она не поименована в перечне государственных пособий, установленном ст. 3 Федерального закона РФ от 19.05.1995 г. № 81-ФЗ «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей».
Другие пункты ст. 217 НК РФ также не содержат среди освобождаемых доходов выплаты, производимые в виде дополнительных оплачиваемых четырех выходных дней в месяц одному из работающих родителей для ухода за ребенком-инвалидом.
Таким образом, вышеназванные выплаты одному из родителей (опекуну, попечителю) подлежат обложению НДФЛ в общеустановленном порядке.
Однако Президиум ВАС РФ в постановлении от 08.06.2010 г. № 1798/10 признал, что оплата дополнительных дней отдыха одному из родителей для ухода за детьми-инвалидами как иная выплата, осуществляемая в соответствии с действующим законодательством, в силу п. 1 ст. 217 НК РФ не подлежит обложению НДФЛ.
В связи с этим в письмах последнего времени Минфин РФ уже ссылается на данное постановление Президиума ВАС РФ, но никаких выводов не делает (письмо от 13.01.2012 г. № 03-04-06/8-4).
Налоговики оказались смелее и в письме от 09.08.2011 г. № АС-4-3/12862@ ФНС РФ сообщила, что при рассмотрении данного вопроса следует руководствоваться арбитражной практикой, предусматривающей освобождение от обложения НДФЛ указанных выплат.
При этом налоговики отметили, что данное письмо согласовано с Департаментом налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина РФ.
Поэтому с сумм оплаты дополнительных выходных дней НДФЛ не удерживается.
Ст. 7 Федерального закона РФ от 24.07.2009 г. № 212-ФЗ установлено, что объектом обложения страховыми взносами для плательщиков страховых взносов (работодателей) признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые плательщиками страховых взносов в пользу физических лиц, в частности, в рамках трудовых отношений и гражданско-правовых договоров, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг.
Согласно п. 1 ст. 20.1 Федерального закона РФ от 24.07.1998 г. № 125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» объектом обложения страховыми взносами на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний признаются выплаты и иные вознаграждения, выплачиваемые страхователями в пользу застрахованных в рамках трудовых отношений и гражданско-правовых договоров, если в соответствии с гражданско-правовым договором страхователь обязан уплачивать страховщику страховые взносы.
Таким образом, считает ФСС РФ, поскольку оплата дополнительных выходных дней, предоставляемых работнику для ухода за детьми-инвалидами в соответствии со ст. 262 ТК РФ, производится в рамках трудовых отношений, то независимо от источника финансирования такой выплаты, она подлежит обложению страховыми взносами на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством и от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в общеустановленном порядке (письма от 17.11.2011 г. № 14-03-11/08-13985, от 15.08.2011 г. № 14-03-11/08-8158).
При этом соцстраховцы подчеркнули, что действующим законодательством не предусмотрено финансовое обеспечение за счет межбюджетных трансфертов из федерального бюджета, предоставляемых бюджету ФСС РФ, расходов страхователей на уплату страховых взносов, начисленных на оплату дополнительных выходных дней, предоставляемых для ухода за детьми-инвалидами в соответствии со ст. 262 ТК РФ.
Таким образом, данные расходы (на уплату взносов) осуществляются за счет средств страхователя.
Минздравсоцразвития РФ в письме от 15.03.2011 г. № 784-19 также подтвердило, что облагаются страховыми взносами в общеустановленном порядке суммы среднего заработка, выплачиваемые организацией в соответствии с законодательством РФ, в частности, за дополнительные выходные дни, предоставляемые работникам для ухода за детьми-инвалидами.
Таким образом, учитывая позицию контролирующих органов, на рассматриваемые суммы работодатель должен начислить страховые взносы на обязательное пенсионное страхование, обязательное медицинское страхование, обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, а также «на травматизм».
В бухгалтерском учете будут сделаны следующие записи:
П. 2 ст. 15 Закона № 212-ФЗ установлено, что сумма страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, подлежащая уплате в ФСС РФ, подлежит уменьшению плательщиками страховых взносов на сумму произведенных ими расходов на выплату обязательного страхового обеспечения по указанному виду обязательного социального страхования в соответствии с законодательством РФ.
Как разъяснило Минздравсоцразвития РФ в письме от 22.02.2011 г. № 507-19, уплате на основе расчета по форме4 ФСС подлежит сумма страховых взносов за вычетом соответствующей суммы произведенных организацией расходов на выплату обязательного страхового обеспечения.
В соответствии с Порядком заполнения формы расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством и по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, а также по расходам на выплату страхового обеспечения (форма4 ФСС), утвержденным приказом Минздравсоцразвития РФ от 12.03.2012 г. № 216н, при заполнении таблицы 1 «Расчеты по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством» раздела 1 Расчета по строке 15 «Расходы на цели обязательного социального страхования» отражаются расходы на цели обязательного социального страхования на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, произведенные страхователем с начала расчетного периода.
Данный показатель должен соответствовать показателю контрольной строки 12 графы 4 таблицы 2 Расчета.
В таблице 2 «Расходы по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством» формы Расчета отражаются расходы на цели обязательного социального страхования на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством с начала расчетного периода в соответствии с действующими нормативными правовыми актами по обязательному социальному страхованию.
В графе 4 отражаются расходы нарастающим итогом с начала расчетного периода, зачтенные в счет страховых взносов, начисляемых в Фонд, в том числе в графе 5 отражаются расходы, произведенные за счет средств, финансируемых из федерального бюджета, оплата 4-х дополнительных выходных дней для ухода за детьми-инвалидами.
По строке 10 отражаются расходы по оплате 4-х дополнительных выходных дней для ухода за детьми-инвалидами, произведенные страхователем.
По строке 12 «Итого (сумма строк 1 + 3 + 5 + 6 + 7 + 10 + 11)» – контрольная строка, где показывается сумма строк 1, 3, 5, 6, 7, 10, 11.
В Методических указаниях о порядке назначения, проведения документальных выездных проверок страхователей по обязательному социальному страхованию и принятия мер по их результатам, утвержденных постановлением ФСС РФ от 07.04.2008 г. № 81, разъяснено, на что будут обращать внимание соцстраховцы при проверках.
В бухгалтерии страхователя должны храниться на каждого получателя:
а) заявление о предоставлении дополнительных выходных дней для ухода за ребенком-инвалидом;
б) справка органов социальной защиты населения об инвалидности ребенка с указанием, что ребенок не находится на государственном обеспечении (в интернате или ином подобном учреждении), представляемая ежегодно;
в) копия приказа о предоставлении дополнительных выходных дней для ухода за ребенком-инвалидом;
г) справка с места работы другого родителя, что на момент обращения дополнительно оплачиваемые выходные дни в этом же календарном месяце им не использованы;
д) если работающим является один родитель, то факт отсутствия работы у другого родителя должен быть документально подтвержден (справка из органов государственной службы занятости населения и др.).
В случае документального подтверждения расторжения брака между родителями ребенка-инвалида, а также смерти, лишения родительских прав одного из родителей и в других случаях отсутствия родительского ухода (лишение свободы, служебные командировки свыше одного календарного месяца одного из родителей и т.п.) работающему родителю, воспитывающему ребенка-инвалида, четыре дополнительных оплачиваемых выходных дня предоставляются без предъявления справки с места работы другого родителя.
В таком же порядке четыре дополнительных оплачиваемых выходных дня предоставляются одиноким матерям;
е) если работающим по трудовому договору является один родитель, а другой родитель самостоятельно обеспечивает себя работой.
Данный факт должен быть подтвержден наличием соответствующего документа (копии) (например: свидетельство о государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя, гражданско-правовой договор и т.д.), представляемого при каждом обращении с заявлением о предоставлении дополнительных оплачиваемых выходных дней.
Все права на материалы защищены, многие статьи на нашем
сайте находятся в закрытом доступе.
Предлагаем зарегистрироваться или авторизоваться, чтобы продолжить чтение.
Ваша подписка закончилась {{this.$store.state.user.subscribe_end}}.
Продлите подписку чтобы получить доступ к журналу.
Изменения в законодательстве происходят каждый день!
Не попадите под штрафы и налоговые проверки!
Ваша подписка закончилась {{this.$store.state.user.subscribe_end}}.
Продлите подписку чтобы получить доступ к журналу.
Изменения в законодательстве происходят каждый день!
Не попадите под штрафы и налоговые проверки!