Порядок учета при осуществлении торговли на маркетплейсах

Вопрос:

Организация относится к субъектам МСП и применяет общую систему налогообложения.

Вид деятельности — оптовая торговля (код по ОКВЭД 46.45).

Организация планирует начать торговлю на маркетплейсах (дистанционная торговля).

Необходимо ли применять какой-то другой налоговый режим в части дистанционной торговли?

Ответ:

(Отвечает ООО «Интерком-Аудит Екатеринбург»)

 Особых обязательных налоговых режимов в НК РФ при торговле на маркетплейсах не предусмотрено.

Если ваша организация применяет общий режим налогообложения, то особенности учета будут зависит от того, какой договор заключен с этими компаниями (торговыми интернет-площадками (маркетплейсами).

Если это договор комиссии или агентский договор, то у вас будет учет такой же, как и у обычного комитента/принципала при продажах в рамках комиссионного/агентского договора. Как правило, маркетплейс участвует в расчетах. Значит, деньги поступают продавцу не напрямую от покупателя, а от посредника — маркетплейса.

Обычно же маркетплейсы оказывают как услуги по реализации товаров, причем с участием в расчетах, так и услуги по транспортировке и хранению грузов. Поэтому нужно вести учет расчетов с маркетплейсом в двух разрезах:

— расчеты с комиссионером (агентом) на продажу — на счете 76 «Расчеты с прочими дебиторами и кредиторами». На нем отражают операции по продаже вашего товара;

— расчеты с исполнителем по сопутствующим услугам — на счете 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками». На нем отражают вознаграждение посредника, услуги по доставке товаров покупателям, их упаковке, хранению товаров на складе маркетплейса, по доставке товаров обратно на склад (если покупатель отказался от товара), по возврату и/или утилизации негодного товара. На сопутствующие услуг маркетплейс выставляет отдельный акт оказанных услуг, а также выписывает отдельные счета за такие услуги.

Организацию бухгалтерского и налогового учета на маркетплейсе необходимо закрепить в учетной политике.

Интернет-площадка, как правило, не покупает ваш товар. Следовательно, к ней не переходит право собственности. От вашей организации право собственности на товар перейдет напрямую к покупателю. И произойдет это в тот момент, когда он получит заказанный товар. Если же покупатель не выкупил заказ вовремя или отказался от товара после его осмотра, интернет-площадка вернет вам товар. Его реализацию отражать не потребуется.

Так как при передаче товара маркетплейсу перехода права собственности не происходит, нужно сделать проводку по дебету счета 45 «Товары отгруженные» и кредиту счета 41 «Товары». В случае возврата непроданного товара делается обратная проводка по дебету счета 41 и кредиту счета 45.

В договоре с маркетплейсом должно быть прописано, как часто маркетплейс должен передавать вашей организации отчет о продажах. Как правило, это происходит не реже одного раза в месяц. На его основе ваша организация как продавец должна отразить реализацию товара, в том числе показать выручку в бухгалтерском и налоговом учете. Также включаются  в затраты сопутствующие услуги маркетплейса, если они указаны в этом отчете. Если же на сопутствующие услуги составляется отдельный акт, то, соответственно, в расходы стоимость этих услуг списывается на основе такого отдельного акта.

 

 

Распечатать статью