Должная осмотрительность при выборе контрагента

В публикации расскажем, что такое должная осмотрительность и как проверить благонадежен ли ваш контрагент.

Взаимоотношения с благонадежными и порядочными контрагентами – залог успешного и развивающегося бизнеса.

Более того, выбор проверенного контрагента, имеющего устойчивую и положительную репутацию на рынке продаж, исключает все возможные финансовые и налоговые риски.

Термин должная осмотрительность введен в налоговую практику Постановлением Пленума ВАС РФ от 12.10.2006 № 53 в контексте получения организациями или индивидуальными предпринимателями необоснованной налоговой выгоды.

Проявление надлежащей осмотрительности предполагает, что при выборе контрагента субъекты предпринимательской деятельности, как правило, оценивают не только условия сделки и их коммерческую привлекательность, но и деловую репутацию, платежеспособность контрагента, риск неисполнения обязательств и предоставление обеспечения их исполнения, наличие у контрагента необходимых ресурсов (производственных мощностей, технологического оборудования, квалифицированного персонала) и соответствующего опыта.

На практике отсутствует какой-либо исчерпывающий алгоритм проверки потенциального контрагента, тем не менее, при принятии решения о заключении договора с новым (незнакомым) поставщиком, необходимо соблюдать минимум основных негласных правил.

При заключении договора желательно лично встретиться с руководителем организации — контрагента.

При личной встрече у потенциального партнера можно попросить на обозрение паспорт, устав организации и иные регистрационные документы и сверить их данные с данными подписываемого договора.

При отсутствии возможности личной встречи с будущим поставщиком (по причине географической удаленности и т.д.) для обсуждения условий сделки возможно использование видеосвязи.

Для проверки репутации будущего контрагента возможно использование информационных ресурсов сети Интернет. В настоящее время у каждой второй компании имеется свой собственный сайт, на котором можно ознакомиться с перечнем предлагаемых товаров (работ, услуг), а также с условиями их поставки.

При поиске информации в сети Интернет можно также воспользоваться некоторыми конкретными сайтами:

– для проверки сведений о государственной регистрации потенциального поставщика необходимо посетить страницу Федеральной налоговой службы: https://egrul.nalog.ru;

– сведения о задолженности по налогам можно получить на сайте: https://service.nalog.ru/zd.do;

– информация о дисквалифицированных лицах расположена на сайте: https://service.nalog.ru/disqualified.do;

– сведения о вынесенных регистрирующими органами решениях о предстоящем исключении недействующих юридических лиц можно получить на странице: http://www.vestnik-gosreg.ru/publ;

– информация о юридических лицах, с которыми отсутствует связь по указанному ими адресу расположена на сайте: https://service.nalog.ru/baddr.do;

– сведения об участии налогоплательщика в судебных спорах можно найти на страницах: www.sudact.ru, www.arbitr.ru;

– на сайте Федеральной службы судебных приставов можно посмотреть информацию об исполнительных производствах, возбужденных в отношении будущего контрагента: www.fssprus.ru.

При заключении сделок необходимо помнить, что предпринимательская деятельность осуществляется на свой риск и все негативные последствия необдуманных решений ложатся на плечи самого налогоплательщика.

При написании публикации использовались материалы с сайта ФНС России.

Распечатать статью