Как государство будет бороться с нелегальной занятостью

С 1 января 2024 года вступил в силу новый Закон О занятости населения[1].

Новым законом, в том числе, урегулированы вопросы противодействия нелегальной занятости.

Под нелегальной занятостью понимается осуществление трудовой деятельности в нарушение установленного трудовым законодательством порядка оформления трудовых отношений[2].

Основными проявлениями нелегальной занятости являются:

– отсутствие оформления трудовых отношений с работником в письменной форме;

– существование серых схем и расчетов в наличной форме при оплате труда;

– уклонение от уплаты страховых взносов;

– подмена трудовых отношений договорами гражданско-правового характера.

Нередко, чтобы уклониться от социальных выплат, работодатель, пользуясь правовой неграмотностью работника, под видом трудового договора умышленно заключает договор гражданско-правового характера или принуждает работника организации к работе в качестве индивидуального предпринимателя[3].

Для противодействия нелегальной занятости предусмотрено создание в регионах межведомственных комиссий по борьбе с нелегальной занятостью.

В состав комиссии будут входить представители региональных властей, прокуратуры, МВД, налоговой службы, Социального фонда России, Роструда и профсоюзов.

С одной стороны, комиссия не будет наделена надзорными полномочиями, а с другой стороны, основной задачей комиссии будет являться выявление и противодействие нелегальной занятости, обеспечение легализации работодателей, выплачивающих заработную плату ниже МРОТ, а также без надлежащего оформления.

По каналам межведомственного взаимодействия комиссии будут получать от соответствующих органов и организаций сведения, на основании которых они будут делать выводы и реализовывать свои полномочия.

Минтруд России определил Перечень сведений и информации, которую должны передавать налоговые органы в комиссии по противодействию нелегальной занятости, а также в территориальные органы Роструда[4].

В частности, налоговые органы будут передавать следующие сведения:

1) информацию о работодателях — организациях (индивидуальных предпринимателях), которые начисляют за месяц заработную плату ниже минимального размера оплаты труда (МРОТ). Определять размер зарплаты налоговая служба будет на основании раздела 3 Расчета по страховым взносам. Такая информация будет передаваться в комиссии ежеквартально;

2) информацию о работодателях — организациях (индивидуальных предпринимателях), у которых по результатам проведенных налоговых проверок были выявлены факты (или признаки) нелегальной занятости;

3) информацию об организациях (индивидуальных предпринимателях), у которых заключены гражданско-правовые договоры с более чем с 10 физическими лицами (индивидуальными предпринимателями или самозанятыми).

Информация будет передаваться, если среднемесячный доход по таким отношениям превысит 20 тысяч рублей и средняя продолжительность работы с такими ИП и самозанятыми составит более 3 месяцев в течение календарного года;

4) информацию о работодателях — организациях (индивидуальных предпринимателях), которые имеют отклонение среднемесячного размера оплаты труда более чем на 35% от среднемесячного размера оплаты труда в субъекте РФ, на территории которого они зарегистрированы по виду экономической деятельности.

5) информацию об организациях (индивидуальных предпринимателях), применяющих контрольно-кассовую технику.

[1] Федеральный закон от 12.12.2023 № 565-ФЗ «О занятости населения в Российской Федерации» (далее – Закон о занятости населения).

[2] Ч. 1 ст. 66 Закона о занятости населения.

[3] Информация с сайта налоговой службы.

[4] Приказ Минтруда России от 02.02.2024 № 40н «Об утверждении Перечня сведений и информации, в том числе составляющих налоговую тайну, передаваемых налоговыми органами Российской Федерации в межведомственные комиссии субъектов Российской Федерации по противодействию нелегальной занятости, а также в территориальные органы Федеральной службы по труду и занятости в порядке межведомственного взаимодействия».

Распечатать статью