Предприниматель на УСН. Страховые взносы за свое страхование

Прошу разъяснить, как правильно платить 1% предпринимателю (производственнику)? Я нахожусь на УСН (доходы – расходы). В журнале № 6 за 2018 г. расходы учитываются согласно постановлению Конституционного Суда от 30.11.2016 г. № 27-П, в налоговой инспекции апеллируют письмом Минфина.

Положениями п.п. 1 п. 1 ст. 430 НК РФ установлен дифференцированный подход к определению размера страховых взносов на обязательное пенсионное страхование за себя для индивидуальных предпринимателей исходя из их дохода, который заключается в следующем:

– в случае если величина дохода индивидуального предпринимателя за расчетный период не превышает 300 000 рублей, – в фиксированном размере 26 545 рублей за расчетный период 2018 года, 29 354 рубля за расчетный период 2019 года, 32 448 рублей за расчетный период 2020 года;

– в случае если величина дохода индивидуального предпринимателя за расчетный период превышает 300 000 рублей, – в фиксированном размере 26 545 рублей за расчетный период 2018 года (29 354 рубля за расчетный период 2019 года, 32 448 рублей за расчетный период 2020 года) плюс 1% суммы дохода индивидуального предпринимателя, превышающего 300 000 рублей за расчетный период.

При этом размер страховых взносов на обязательное пенсионное страхование за расчетный период не может быть более восьмикратного фиксированного размера страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, установленного абз. 2 п.п. 1 п. 1 ст. 430 НК РФ (212 360 руб. в 2018 г.).

Поэтому если доход индивидуального предпринимателя в расчетном периоде превышает 300 000 руб., то такой индивидуальный предприниматель помимо фиксированного размера страховых взносов доплачивает на свое пенсионное страхование 1% с суммы дохода, превышающего 300 000 руб., но до определенной предельной величины.

При этом согласно п.п. 3 п. 9 ст. 430 НК РФ в целях применения положений п. 1 данной статьи для плательщиков, применяющих УСН, доход учитывается в соответствии со ст. 346.15 НК РФ.

Исходя из положений ст. 346.15 НК РФ индивидуальные предприниматели, применяющие УСН, при определении доходов учитывают доходы, указанные в п. 1 и 2 ст. 248 НК РФ.

Таким образом, в целях определения размера страхового взноса по обязательному пенсионному страхованию за соответствующий расчетный период для индивидуальных предпринимателей на УСН, как производящих, так и не производящих выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, величиной дохода является сумма фактически полученного ими дохода от осуществления предпринимательской деятельности за этот расчетный период.

Минфин неоднократно сообщал, что расходы, предусмотренные ст. 346.16 НК РФ, в этом случае не учитываются.

Логика чиновников следующая.

Положения п.п. 1 п. 1 ст. 430 НК РФ об определении размера страховых взносов на обязательное пенсионное страхование для индивидуального предпринимателя исходя из его дохода не увязываются с определением таким индивидуальным предпринимателем его налоговой базы при уплате соответствующего налога в зависимости от применяемого специального налогового режима (система налогообложения в виде ЕНВД, УСН, ПСН и т.д.).

С учетом вышеизложенного и принимая во внимание то, что не все индивидуальные предприниматели ведут учет расходов, формирование пенсионных прав не должно увязываться с конечным результатом предпринимательской деятельности индивидуальных предпринимателей за тот или иной конкретный (налоговый) период (прибыль, убыток).

Минфин настаивает, что НК РФ вычет сумм расходов при определении размера страховых взносов на обязательное пенсионное страхование за соответствующий расчетный период предусмотрен только в отношении тех индивидуальных предпринимателей, которые уплачивают НДФЛ.

Минфин убежден, что норм, распространяющих данный подход на иных плательщиков на других налоговых режимах, НК РФ не содержит.

Что касается постановления Конституционного Суда РФ от 30.11.2016 г. № 27-П, в котором Конституционный Суд РФ признал, что для определения размера страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, подлежащих уплате индивидуальным предпринимателем, уплачивающим НДФЛ, его доход подлежит уменьшению на величину фактически произведенных им и документально подтвержденных расходов, непосредственно связанных с извлечением дохода, то, убежден Минфин, данное постановление касается только плательщиков страховых взносов — индивидуальных предпринимателей, уплачивающих НДФЛ, что, соответственно, нашло отражение в п.п. 1 п. 9 ст. 430 НК РФ об определении величины дохода для целей уплаты страховых взносов индивидуальных предпринимателей, уплачивающих НДФЛ.

Следовательно, порядки определения доходов в целях уплаты страховых взносов индивидуальным предпринимателем, применяющим УСН, и индивидуальным предпринимателем, уплачивающим НДФЛ, нетождественны, так как НК РФ прямо указывает индивидуальному предпринимателю, применяющему УСН, на необходимость определения доходов только в соответствии со ст. 346.15 НК РФ.

Таким образом, сообщили чиновники в письме от 20.04.2018 г. № 03-15-05/26684, разъяснения Минфина РФ не вступают в противоречие с постановлением Конституционного Суда РФ от 30.11.2016 г. № 27-П, поскольку основаны исключительно на положениях НК РФ, не рассмотренных в постановлении Конституционного Суда РФ.

Кроме того, отметил Минфин, изложенные в определении Верховного Суда РФ от 18.04.2017 г. № 304-КГ16-16937 выводы о том, что принцип определения объекта налогообложения плательщиками НДФЛ аналогичен принципу определения объекта налогообложения для плательщиков, применяющих УСН с объектом налогообложения «доходы, уменьшенные на величину расходов», применимы в конкретном рассматриваемом судом случае, на что и указывает сам суд.

Распечатать статью