Свежий номер: № 23 (60) – Июнь 2021

Безвозмездная передача денежных средств

Статья в журнале: №50 (660) — Декабрь 2004 , опубликовано 22.12.2004
Тематики: НДС

Наша организация перечислила добровольные пожертвования в избирательный фонд кандидата в депутаты в органы местного самоуправления денежными средствами. Согласно п.п. 12 п. 3 ст. 149 главы 21 НК РФ не подлежит налогообложению «передача товаров (выполнение работ, оказание услуг) безвозмездно в рамках благотворительной деятельности в соответствии с Федеральным законом «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях»…», а в Методических рекомендациях по применению главы 21 НК РФ в абз. 5 п. 26 указано, что при применении п.п. 12 п. 3 ст. 149 НК РФ следует учитывать следующее: «Направление денежных средств и других материальных средств, оказание помощи в иных формах коммерческим организациям, а также поддержка политических партий, движений, групп и кампаний благотворительной деятельностью не являются», хотя перечисление денежных средств согласно ст. 146 НК РФ не является объектом налогообложения НДС.

Просим разъяснить, возникает ли в этом случае объект налогообложения по НДС? С чем связаны разночтения в статье НК РФ и Методических рекомендациях по применению НК РФ? Что включает в себя понятие «поддержка политических кампаний»? Какие документы необходимо оформить при совершении указанной выше операции?

В соответствии со ст. 146 НК РФ объектом налогообложения НДС признаются операции по реализации товаров (работ, услуг).

Передача права собственности на товары, результатов выполненных работ, оказание услуг на безвозмездной основе признается реализацией товаров (работ, услуг).

Реализацией товаров, работ или услуг согласно ст. 39 НК РФ признается соответственно передача на возмездной основе (в том числе обмен товарами, работами или услугами) права собственности на товары, результатов выполненных работ одним лицом для другого лица, возмездное оказание услуг одним лицом другому лицу, а в случаях, предусмотренных НК РФ, передача права собственности на товары, результатов выполненных работ одним лицом для другого лица, оказание услуг одним лицом другому лицу – на безвозмездной основе.

Согласно п.п. 1 п. 2 ст. 146 НК РФ в целях налогообложения НДС не признаются объектом налогообложения операции, указанные в п. 3 ст. 39 НК РФ.

П.п. 1 п. 3 ст. 39 НК РФ установлено, что осуществление операций, связанных с обращением российской или иностранной валюты (за исключением целей нумизматики), не признается реализацией товаров, работ или услуг.

Таким образом, при безвозмездной передаче денежных средств не возникает оборотов, облагаемых НДС.

В соответствии со ст. 58 Федерального закона РФ от 12.06.2002 г. № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» запрещается вносить пожертвования в избирательные фонды кандидатов, зарегистрированных кандидатов, избирательных объединений, избирательных блоков, в фонды референдума:

а) иностранным государствам и иностранным юридическим лицам;

б) иностранным гражданам, за исключением случая, предусмотренного п. 10 ст. 4 данного Федерального закона;

в) лицам без гражданства;

г) гражданам Российской Федерации, не достигшим возраста 18 лет на день голосования;

д) российским юридическим лицам с иностранным участием, если доля иностранного участия в их уставном (складочном) капитале превышает 30 процентов на день официального опубликования (публикации) решения о назначении (проведении) выборов, официального опубликования решения о назначении референдума (для открытых акционерных обществ – на день составления списка акционеров за предыдущий год);

е) международным организациям и международным общественным движениям;

ж) органам государственной власти и органам местного самоуправления;

з) государственным и муниципальным учреждениям и организациям;

и) юридическим лицам, имеющим государственную и (или) муниципальную долю в уставном (складочном) капитале, превышающую 30 процентов на день официального опубликования (публикации) решения о назначении (проведении) выборов, официального опубликования решения о назначении референдума;

к) организациям, учрежденным государственными и муниципальными органами, а также организациям, учрежденным юридическими лицами, указанными в подпунктах «д» и «и»;

л) воинским частям, военным учреждениям и организациям, правоохранительным органам;

м) благотворительным организациям, религиозным объединениям и учрежденным ими организациям;

н) анонимным жертвователям (гражданин рассматривается как анонимный жертвователь, если им не указано любое из следующих сведений: фамилия, имя, отчество, адрес места жительства или если им указаны недостоверные сведения о себе; юридическое лицо рассматривается как анонимный жертвователь, если им не указано любое из следующих сведений: идентификационный номер налогоплательщика, название, банковские реквизиты или если указаны недостоверные сведения);

о) юридическим лицам, зарегистрированным менее чем за один год до дня голосования на выборах, референдуме.

Не перечисленные в данном перечне организации могут вносить пожертвования в избирательные фонды любых кандидатов, объединений, блоков.

При внесении пожертвования юридическим лицом в платежном поручении указываются следующие сведения:

идентификационный номер налогоплательщика, название, дата регистрации, банковские реквизиты, отметка об отсутствии государственной или муниципальной доли в уставном (складочном) капитале либо о наличии такой доли с указанием ее размера, отметка об отсутствии иностранного участия в уставном (складочном) капитале либо о наличии такого участия с указанием доли этого участия, сведения об отсутствии в числе учредителей государственных и муниципальных органов, а также юридических лиц, указанных в подпунктах «д» и «и»вышеперечисленного перечня.

Центральный Банк РФ в письме от 16.12.1999 г. № 339-Т «Об оформлении платежных поручений на перечисление добровольных пожертвований в избирательные фонды, фонды референдума» (в ред. от 06.09.2002 г.) указал, что при заполнении платежного поручения на перечисление добровольных пожертвований допускаются сокращения, например, добровольные пожертвования – добров. пожертв., добровольные пожертвования в качестве избирательного залога – залог, иностранная доля – И, государственная доля – Г, муниципальная доля – М, проценты – %, паспорт – П, удостоверение личности – Уд, военный билет – Вб, информация о гражданстве: гражданин — Гр, название страны, например, Российская Федерация – Россия; учредители – У, об отсутствии в числе учредителей юридического лица – жертвователя государственных и муниципальных органов, а также юридических лиц, имеющих иностранную, государственную и / или муниципальную долю в уставном (складочном) капитале, превышающую 30 процентов, проставляется слово «нет», даты могут указываться в формате ДД.ММ.ГГГГ.

В соответствии со ст. 2 Федерального закона РФ от 11.08.1995 г. № 135-ФЗ «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях» благотворительная деятельность осуществляется в целях:

– социальной поддержки и защиты граждан, включая улучшение материального положения малообеспеченных, социальную реабилитацию безработных, инвалидов и иных лиц, которые в силу своих физических или интеллектуальных особенностей, иных обстоятельств не способны самостоятельно реализовать свои права и законные интересы;

– подготовки населения к преодолению последствий стихийных бедствий, экологических, промышленных или иных катастроф, к предотвращению несчастных случаев;

– оказания помощи пострадавшим в результате стихийных бедствий, экологических, промышленных или иных катастроф, социальных, национальных, религиозных конфликтов, жертвам репрессий, беженцам и вынужденным переселенцам;

– содействия укреплению мира, дружбы и согласия между народами, предотвращению социальных, национальных, религиозных конфликтов;

– содействия укреплению престижа и роли семьи в обществе;

– содействия защите материнства, детства и отцовства;

– содействия деятельности в сфере образования, науки, культуры, искусства, просвещения, духовному развитию личности;

– содействия деятельности в сфере профилактики и охраны здоровья граждан, а также пропаганды здорового образа жизни, улучшения морально-психологического состояния граждан;

– содействия деятельности в сфере физической культуры и массового спорта;

– охраны окружающей природной среды и защиты животных;

– охраны и должного содержания зданий, объектов и территорий, имеющих историческое, культовое, культурное или природоохранное значение, и мест захоронения.

Направление денежных и других материальных средств, оказание помощи в иных формах коммерческим организациям, а также поддержка политических партий, движений, групп и кампаний благотворительной деятельностью не являются.

Политика в переводе с греческого – это наука государственного управления.

Отсюда – любая избирательная кампания является политической.

П. 26 Методических рекомендаций по применению главы 21 «Налог на добавленную стоимость» Налогового кодекса Российской Федерации, утвержденных приказом МНС РФ от 20.12.2000 г. № БГ-3-03/447, не противоречит п.п. 12 п. 3 ст. 149 НК РФ, поскольку процитированное Вами положение из Методрекомендаций воспроизводит дословно п. 2 ст. 2 Закона о благотворительной деятельности.

Распечатать статью Добавить в избранное Добавить в избранное

© 2010-2021 «АБ-Экспресс» — журнал для налогоплательщиков. Издательство АБ-Экспресс. Все права на материалы сайта принадлежат ООО "Академия Бизнеса Экспресс" и защищены в соответствии с разделом VII части четвертой Гражданского кодекса РФ. Никакая часть материалов сайта не может быть воспроизведена в какой бы то ни было форме. Вопросы по сайту: adm@ab-express.ru