ЕНВД для автотранспортных услуг. Ремонт – дело невыгодное

Тематики: ЕНВД

Организация оказывает автотранспортные услуги по перевозке грузов. Два грузовика находятся на капитальном ремонте. Налоговый инспектор требует учитывать их для расчета ЕНВД. Мы считаем это неправомерным.

Как доказать?

Согласно п.п. 5 п. 2 ст. 346.26 НК РФ система налогообложения в виде ЕНВД может применяться в отношении предпринимательской деятельности по оказанию автотранспортных услуг по перевозке пассажиров и грузов, осуществляемых организациями и индивидуальными предпринимателями, имеющими на праве собственности или ином праве (пользования, владения и (или) распоряжения) не более 20 транспортных средств, предназначенных для оказания таких услуг.

То есть должно учитываться количество автотранспортных средств, непосредственно используемых в предпринимательской деятельности по оказанию услуг третьим лицам.

Следовательно, если транспортное средство фактически не используется в предпринимательской деятельности по оказанию услуг третьим лицам, то оно не должно учитываться при определении физического показателя, используемого для определения налоговой базы по ЕНВД.

П. 9 ст. 346.29 НК РФ установлено, что в случае, если в течение налогового периода у налогоплательщика произошло изменение физического показателя, налогоплательщик при исчислении суммы единого налога учитывает указанное изменение с начала того месяца, в котором произошло изменение физического показателя.

Физическим показателем в Вашем случае является количество автотранспортных средств, используемых для перевозки грузов.

Ключевое слов здесь «используемых».

То есть в расчет берутся только те автомобили, которые используются (эксплуатируются).

Ранее Минфин РФ придерживался такой же позиции.

В письме от 14.03.2005 г. № 03-06-05-04/57 финансовое ведомство указывало, что в случае если учтенные на балансе организации транспортные средства находятся на ремонте, т.е. не используются для осуществления перевозок пассажиров и грузов, то при исчислении суммы единого налога на вмененный доход такие транспортные средства не включаются в число эксплуатируемых транспортных средств.

При этом по транспортным средствам, находящимся на консервации, должны быть представлены соответствующие документы (приказ руководителя организации).

Однако в последнее время чиновники убеждены, что в число автотранспортных средств включаются автотранспортные средства независимо от их эксплуатационного состояния, т.е. как используемые в хозяйственной деятельности, так и находящиеся на техническом осмотре или на ремонте в течение налогового периода.

В качестве подкрепления своего мнения Минфин ссылается на Определение Конституционного Суда РФ от 25.02.2010 г. № 295-О-О.

Налогоплательщик обратился в КС РФ с жалобой, что оспариваемое законоположение ставит применение системы налогообложения в виде ЕНВД для такого вида деятельности, как оказание автотранспортных услуг по перевозке пассажиров и грузов, в зависимость от того, какое количество транспортных средств эксплуатирует налогоплательщик.

Поскольку в разные периоды налогоплательщик может эксплуатировать неодинаковое количество автотранспортных средств, оспариваемая норма порождает неопределенность при исчислении единого налога, что нарушает права и свободы налогоплательщика.

Однако Конституционный Суд указал, что возможность применения ЕНВД зависит не от фактической эксплуатации транспортных средств, а от наличия их у лица на основании права собственности или иного права (пользования, владения и (или) распоряжения).

Минфин, конечно же, стал использовать мнение КС РФ в собственной аргументации (письмо от 04.10.2011 г. № 03-11-06/3/108).

Поэтому на сегодняшний день Вам вряд ли удастся убедить налоговиков о правомерности Вашего мнения.

Следует отметить, что ФАС Уральского округа отказывал налоговикам в исках, указывая, что транспортные средства, не эксплуатируемые по тем или иным обстоятельствам в осуществляемой налогоплательщиком деятельности в конкретном периоде, не должны учитываться при определении величины физического показателя базовой доходности (постановление от 26.01.2009 г. № Ф09-10532/08-С3).

Однако данное постановление было выпущено до принятия КС РФ Определения № 295-О-О.

И вряд ли ФАС Уральского округа теперь будет выражать мнение, отличное от мнения КС РФ.

Снизить налоговую нагрузку в Вашем случае можно следующим образом.

В уже упоминавшемся письме от 04.10.2011 г. № 03-11-06/3/108 Минфин указал, что для целей ЕНВД к автотранспортным средствам не относятся транспортные средства, переданные в аренду сторонней организации, а также имеющиеся у налогоплательщиков на праве собственности и (или) ином праве автотранспортные средства, которые используются в иных целях, не связанных с оказанием платных услуг по перевозке пассажиров и грузов (например, для хозяйственных нужд или в качестве служебного транспорта).

Об этом Минфин сообщал и ранее (письма от 26.11.2007 г. № 03-11-04/3/459, от 06.03.2008 г. № 03-11-04/3/106).

То есть Вы можете оформить автомобили, находящиеся на ремонте, как используемые для хозяйственных нужд или в служебных целях.

НК РФ не содержит положений, какими документами нужно подтверждать передачу автомобиля в ремонт или использование автомобиля для собственных нужд налогоплательщика.

Не дает рекомендаций по данному вопросу и Минфин.

Поэтому Вы вправе использовать любые внутренние подтверждающие документы.

Самое простое – издать приказ, в котором утвердить список автомобилей, используемых для хозяйственных нужд (с указанием марки и номера автомобиля).

В этом же приказе установить, что отдельный автомобиль (марка, номер) используется исключительно для собственных нужд предприятия.

Распечатать статью