Иностранный работник из стран – членов Евразийского экономического союза. Переходный период

Как устроить иностранного работника из Казахстана по трудовому договору от 01.11.2014 г.? Как уплачивать налог и взносы?

Если Вам нужно оформить трудовые отношения «задним числом», прочитайте статью «Принять на работу гражданина Казахстана» в № 39 «А-Э» за 2014 год.

С 13 декабря 2014 года вступила в силу новая глава 50.1 «Особенности регулирования труда работников, являющихся иностранными гражданами или лицами без гражданства» ТК РФ.

Поэтому если отношение трудовых отношений будет происходить начиная с 13 декабря 2014 года, то прочитайте статью «Работа иностранного гражданина. Строго по правилам» в № 50 «А-Э» за 2014 год.

Ст. 3 Соглашения о правовом статусе трудящихся-мигрантов и членов их семей от 19.11.2010 г., заключенном Правительством Республики Беларусь, Правительством Республики Казахстан и Правительством РФ, установлено, что в рамках настоящего Соглашения деятельность, связанная с привлечением трудящихся-мигрантов, осуществляется работодателями государства трудоустройства без учета ограничений по защите национального рынка труда, а трудящимсямигрантам не требуется получения разрешений на осуществление трудовой деятельности на территориях государств Сторон.

Республика Беларусь, Республика Казахстан и Российская Федерация 29 мая 2014 года заключили Договор о Евразийском экономическом союзе (далее – ЕАЭС), вступивший в силу с 2015 года.

Договором установлено, что работодатели и (или) заказчики работ (услуг) государства-члена вправе привлекать к осуществлению трудовой деятельности трудящихся государств-членов без учета ограничений по защите национального рынка труда.

При этом трудящимся государств-членов не требуется получение разрешения на осуществление трудовой деятельности в государстве трудоустройства.

Поэтому иностранным работникам — гражданам Казахстана не требуется иметь разрешение на работу, а работодатели не обязаны уведомлять органы ФМС о заключении и расторжении трудового договора.

Гражданину Казахстана, осуществляющему трудовую деятельность на территории России, также с 1 января 2015 года не нужно получать патент.

Согласно п. 5 ст. 97 Договорао ЕАЭС срок временного пребывания (проживания) трудящегося государства-члена и членов семьи на территории государства трудоустройства определяется сроком действия трудового или гражданско-правового договора, заключенного трудящимся государства-члена с работодателем или заказчиком работ (услуг).

Трудовая деятельность трудящегося государства-члена регулируется законодательством государства трудоустройства с учетом положений Договора.

Граждане государства-члена, прибывшие в целях осуществления трудовой деятельности или трудоустройства на территорию другого государства-члена, и члены семей освобождаются от обязанности регистрации (постановки на учет) в течение 30 суток с даты въезда.

В случае пребывания граждан государства-члена на территории другого государства-члена свыше 30 суток с даты въезда, эти граждане обязаны зарегистрироваться (встать на учет) в соответствии с законодательством государства въезда, если такая обязанность установлена законодательством государства въезда.

Согласно ст. 22 Федерального закона от 18.07.2006 г. № 109-ФЗ «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации» постановка иностранных граждан на учет по месту пребывания осуществляется при получении органом миграционного учета уведомлений об их прибытии в место пребывания.

Уведомление о прибытии иностранного гражданина в место пребывания должно быть представлено в орган миграционного учета принимающей стороной не позднее 7 рабочих дней со дня его прибытия в место пребывания – в случае, если данный иностранный гражданин временно проживает или временно пребывает в РФ.

При наличии документально подтвержденных уважительных причин, препятствующих принимающей стороне самостоятельно направить уведомление о прибытии иностранного гражданина в место пребывания в орган миграционного учета, указанное уведомление должно быть в установленном порядке представлено в орган миграционного учета непосредственно указанным иностранным гражданином.

Если Вы выплачивали гражданину Казахстана доходы в 2014 году, то в соответствии с п. 1 ст. 15 Конвенции между Правительством РФ и Правительством Республики Казахстан об устранении двойного налогообложения и предотвращении уклонения от уплаты налогов на доходы и капитал от 18.10.1996 г. заработная плата и другие подобные вознаграждения, получаемые резидентом одного Договаривающегося государства в отношении работы по найму, подлежат налогообложению только в этом государстве, если только работа по найму не осуществляется в другом Договаривающемся государстве.

Если работа по найму осуществляется таким образом, то такое полученное вознаграждение может облагаться налогом в этом другом государстве.

При этом п. 2 данной статьи Конвенции предусмотрено, что, несмотря на положения п. 1 статьи, вознаграждение, получаемое резидентом Договаривающегося государства в связи с работой по найму, осуществляемой в другом Договаривающемся государстве, облагается налогом только в первом упомянутом государстве, если:

а) получатель находится в этом другом государстве в течение периода или периодов, не превышающих в совокупности 183 дней за любые 12 месяцев;

б) вознаграждение выплачивается нанимателем или от имени нанимателя, не являющегося резидентом другого государства.

В письме от 28.08.2014 г. № 03-04-06/43023 Минфин РФ разъяснял, что поскольку условие п.п. «б» п. 2 данной статьи Конвенции в ситуации работы гражданина Казахстана в РФ и получения зарплаты от российского работодателя не соблюдается, заработная плата, получаемая физическим лицом — налоговым резидентом Республики Казахстан от российской организации за работу в РФ, может облагаться в РФ в соответствии с положениями главы 23 НК РФ с применением налоговой ставки в зависимости от наличия или отсутствия у физического лица статуса налогового резидента РФ.

Согласно п. 2 ст. 207 НК РФ налоговыми резидентами признаются физические лица, фактически находящиеся в РФ не менее 183 календарных дней в течение 12 следующих подряд месяцев.

Для определения налогового статуса физического лица следует учитывать любой непрерывный 12-месячный период, в том числе начавшийся в одном налоговом периоде (календарном году) и продолжающийся в другом налоговом периоде (календарном году).

До того момента, когда физическое лицо приобретет статус налогового резидента, полученные им доходы облагаются по налоговой ставке 30% (п. 3 ст. 224 НК РФ).

После того как физическое лицо пробудет на территории РФ 183 дня, оно приобретает статус налогового резидента, а его доходы облагаются по налоговой ставке 13% (п. 1 ст. 224 НК РФ).

То есть до момента приобретения иностранным гражданином статуса налогового резидента работодатель как налоговый агент должен исчислять, удерживать и перечислять в бюджет НДФЛ с доходов иностранного работника по ставке 30%, а после того, как иностранный гражданин станет налоговым резидентом – по ставке 13%.

Налоговый статус физического лица определяется на каждую дату получения им дохода исходя из фактического времени нахождения физического лица на территории РФ.

С 1 января 2015 года ст. 73 Договора о ЕАЭС установлено, что в случае если одно государство-член в соответствии с его законодательством и положениями международных договоров вправе облагать налогом доход налогового резидента (лица с постоянным местопребыванием) другого государства-члена в связи с работой по найму, осуществляемой в первом упомянутом государстве-члене, такой доход облагается в первом государстве-члене с первого дня работы по найму по налоговым ставкам, предусмотренным для таких доходов физических лиц налоговых резидентов (лиц с постоянным местопребыванием) этого первого государства-члена.

Положения настоящей статьи применяются к налогообложению доходов в связи с работой по найму, получаемых гражданами государств-членов.

Таким образом, сообщила ФНС РФ в письме от 03.02.2015 г. № БС-4-11/1561, доходы в связи с работой по найму, полученные гражданами Республики Беларусь, Республики Казахстан и Республики Армения, с 1 января 2015 года облагаются по налоговой ставке 13%, начиная с первого дня их работы на территории РФ.

В 2014 году на выплаты иностранным работникам (временно пребывающим в РФ) страховые взносы в ФСС РФ не начислялись.

Также на выплаты иностранному работнику, временно пребывающему в РФ, не начислялись страховые взносы на обязательное медицинское страхование, поскольку указанные лица не признаются застрахованными лицами (ст. 10 Федерального закона от 29.11.2010 г. № 326-ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации»).

При заключении в 2014 году трудового договора с иностранным работником на срок более 6 месяцев, страховые взносы в ПФР начислялись.

С 1 января 2015 года иностранные граждане, временно пребывающие на территории РФ, признаются застрахованными лицами в системе обязательного пенсионного страхования независимо от срока заключения трудового договора.

С 1 января 2015 года обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством подлежат и иностранные граждане и лица без гражданства, временно пребывающие в РФ (за исключением высококвалифицированных специалистов в соответствии с Федеральным законом от 25.07.2002 г. № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации»).

Иностранные граждане и лица без гражданства, временно пребывающие в РФ (за исключением высококвалифицированных специалистов), имеют право на получение страхового обеспечения в виде пособия по временной нетрудоспособности при условии уплаты за них страховых взносов страхователями — организациями, индивидуальными предпринимателями, физическими лицами, не признаваемыми индивидуальными предпринимателями, за период не менее шести месяцев, предшествующих месяцу, в котором наступил страховой случай.

Тариф страховых взносов в ФСС РФ в отношении выплат и иных вознаграждений в пользу иностранных граждан и лиц без гражданства, временно пребывающих в РФ (за исключением высококвалифицированных специалистов), установлен в размере 1,8%

Вместе с тем, в соответствии с п. 3 ст. 98 Договора о ЕАЭС социальное обеспечение (социальное страхование) (кроме пенсионного) трудящихся государствчленов и членов их семей осуществляется на тех же условиях и в том же порядке, что и граждан государства трудоустройства.

Трудовой (страховой) стаж трудящихся государств-членов засчитывается в общий трудовой (страховой) стаж для целей социального обеспечения (социального страхования), кроме пенсионного, в соответствии с законодательством государства трудоустройства.

Пенсионное обеспечение трудящихся государств-членов и членов семьи регулируется законодательством государства постоянного проживания, а также в соответствии с отдельным международным договором между государствами-членами.

В связи с этим Минтруд РФ в письме от 05.12.2014 г. № 17-1/10/В-8313 разъяснил, что с 1 января 2015 года граждане Республики Беларусь, Республики Казахстан и Республики Армения имеют право на получение всех видов пособий по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством (пособие по временной нетрудоспособности, пособие по беременности и родам, единовременное пособие женщинам, вставшим на учет в медицинских учреждениях в ранние сроки беременности, единовременное пособие при рождении ребенка, ежемесячное пособие по уходу за ребенком, социальное пособие на погребение) с первого дня работы на территории РФ независимо от того, являются ли они временно пребывающими, временно или постоянно проживающими на территории РФ.

А работодатели должны уплачивать за них страховые взносы в ФСС РФ в тех же размерах, что и за граждан РФ.

То есть в Вашем случае тариф взносов в ФСС РФ с 1 января 2015 года составляет не 1,8%, а 2,9% (кроме страхователей, имеющих право на пониженные тарифы страховых взносов) (п. 1.1 ст. 58.2 Федерального закона от 24.07.2009 г. № 212-ФЗ).

Напомним, что согласно п. 3 ст. 98 Договора о ЕАЭС социальное обеспечение (социальное страхование) (кроме пенсионного) трудящихся государств-членов и членов семей осуществляется на тех же условиях и в том же порядке, что и граждан государства трудоустройства.

Для целей Договора о ЕАЭС социальное обеспечение (социальное страхование) – это обязательное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, обязательное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний и обязательное медицинское страхование (п. 5 ст. 96).

В то же время Приложением № 30 к Договору о ЕАЭС утвержден Протокол об оказании медицинской помощи трудящимся государств-членов и членам семей, в котором указано, что государство трудоустройства обеспечивает оказание медицинской помощи трудящимся государствчленов и членам семей в порядке и на условиях, которые определены законодательством государства трудоустройства и международными договорами.

Государствачлены на своей территории предоставляют трудящимся государств-членов и членам семей права на получение бесплатной скорой медицинской помощи (в экстренной и неотложной формах) в том же порядке и на тех же условиях, что и гражданам государства трудоустройства.

Возмещение затрат медицинской организации (учреждению здравоохранения) на оказание скорой медицинской помощи (в экстренной и неотложной формах) трудящимся государств-членов и членам семей осуществляется за счет соответствующих бюджетов бюджетной системы государства трудоустройства в соответствии с действующей системой финансирования здравоохранения.

В случае продолжения лечения пациента в медицинской организации (учреждении здравоохранения) государства трудоустройства после устранения непосредственной угрозы его жизни или здоровью окружающих оплата фактической стоимости оказанных услуг осуществляется непосредственно пациентом или из иных источников, не запрещенных законодательством государства трудоустройства, по тарифам или договорным ценам (конец цитаты).

Получается, что данные нормы Протокола противоречат п. 5 ст. 96 Договора и п. 3 ст. 98 Договора о том, что обязательное медицинское страхование и социальное обеспечение по данному виду страхования осуществляются на тех же условиях и в том же порядке, что и граждан государства трудоустройства.

То есть граждан России.

Вероятнее всего, что мы видим некорректную формулировку в Протоколе.

Поэтому взносы в ФФОМС за работников из стран Евразийского экономического союза нужно платить.

И по тем же тарифам, что и за российских работников.
Отметим еще один момент.

С 13 декабря 2014 года согласно ст. 327.3 ТК РФ наряду с документами, предусмотренными ст. 65 ТК РФ, при заключении трудового договора поступающие на работу иностранный гражданин или лицо без гражданства предъявляют работодателю договор (полис) добровольного медицинского страхования, действующий на территории РФ, за исключением случаев, если работодатель заключает с медицинской организацией договор о предоставлении платных медицинских услуг работнику, являющемуся иностранным гражданином или лицом без гражданства, и случаев, установленных федеральными законами или международными договорами РФ, – при заключении трудового договора с временно пребывающими в РФ иностранным гражданином или лицом без гражданства.

Поскольку на граждан государств — членов ЕАЭС, вступивших в трудовые отношения с российским работодателем, распространяется обязательное медицинское страхование, то полис добровольного медицинского страхования эти граждане предъявлять работодателю не должны.

Распечатать статью