Исправление бухгалтерских ошибок

Предприятие находится на общей системе налогообложения. Предыдущий бухгалтер допустил ошибку в бухгалтерском и налоговом учете основных средств. В 2004 г. к основным средствам был отнесен ксерокс стоимостью 7000 руб. Соответственно начислялась амортизация как для целей бухгалтерского учета, так и для целей налогового учета.

Как мне поступить в данной ситуации?

Какие необходимо сделать проводки для того, чтобы исправить эту ошибку?

(г. Камышлов)
Бухгалтерский учет

Согласно п. 18 ПБУ 6/01 «Учет основных средств», утвержденного приказом Минфина РФ от 30.03.2001 г. № 26н, объекты основных средств стоимостью не более 10000 рублей за единицу или иного лимита, установленного в учетной политике исходя из технологических особенностей, а также приобретенные книги, брошюры и т.п. издания разрешается списывать на затраты на производство (расходы на продажу) по мере отпуска их в производство или эксплуатацию.

То есть п. 18 ПБУ 6/01 предполагает вариативность в учете «недорогих» объектов основных средств.

Организация, приняв решение о том, как именно она будет учитывать объекты основных средств (начислять по ним амортизацию в общеустановленном порядке или списывать их единовременно на затраты), должна отразить избранный вариант учета в учетной политике.

Поэтому прежде чем начать исправлять ошибки своего предшественника, Вам следует заглянуть в учетную политику организации на 2004 год и проверить, какой вариант учета объектов основных средств с первоначальной стоимостью до 10000 рублей применялся в 2004 году.

Если учетной политикой на 2004 год предусмотрено списание «недорогих» основных средств на затраты по мере отпуска их в производство или эксплуатацию, то в бухгалтерский учет необходимо внести исправления.

Согласно Указаниям о порядке составления и представления бухгалтерской отчетности, утвержденным приказом Минфина РФ от 22.07.2003 г. № 67н, в случаях выявления организацией в текущем отчетном периоде неправильного отражения хозяйственных операций на счетах бухгалтерского учета в прошлом году исправления в бухгалтерский учет и бухгалтерскую отчетность за прошлый отчетный год (после утверждения в установленном порядке годовой бухгалтерской отчетности) не вносятся.

То есть все исправления нужно делать в месяце обнаружения ошибки, а не в периоде ее совершения.

Предыдущий бухгалтер, принимая к учету основное средство и начисляя по нему амортизацию, делал, скорее всего, такие записи:

ДЕБЕТ 01   КРЕДИТ 08

– принят к учету ксерокс – 7000 рублей.

ДЕБЕТ 26   КРЕДИТ 02

– начислена амортизация по ксероксу (данная проводка делается ежемесячно на сумму амортизационных отчислений за один месяц).

ДЕБЕТ 90.2   КРЕДИТ 26

– сумма начисленной амортизации признана расходом отчетного периода.

Правильные записи должны были выглядеть так:
ДЕБЕТ 01   КРЕДИТ 08
– принят к учету ксерокс.
ДЕБЕТ 26   КРЕДИТ 01

– стоимость ксерокса отнесена на общехозяйственные расходы.

ДЕБЕТ 90.2   КРЕДИТ 26

– вся стоимость ксерокса признана расходом отчетного периода.

Исправительные записи, которые Вы должны сделать в текущем отчетном периоде (с учетом того, что прибыль и убытки прошлых лет, выявленные (признанные) в отчетном году, отражаются соответственно по кредиту и дебету счета 91 «Прочие доходы и расходы»), будут выглядеть следующим образом.

ДЕБЕТ 91   КРЕДИТ 01

– списана и признана расходом полная стоимость ксерокса – 7000 рублей.

ДЕБЕТ 02   КРЕДИТ 91

– восстановлена и признана доходом сумма начисленной амортизации.

Кроме того, ошибка, допущенная Вашим предшественником, влияет на сумму налога на имущество организаций и налога на прибыль организаций (подробно об этом мы расскажем ниже).

Налогообложение

Согласно п. 1 ст. 374 НК РФ объектом налогообложения по налогу на имущество для российских организаций признается движимое и недвижимое имущество (включая имущество, переданное во временное владение, пользование, распоряжение или доверительное управление, внесенное в совместную деятельность), учитываемое на балансе в качестве объектов основных средств в соответствии с установленным порядком ведения бухгалтерского учета.

Следовательно, если организация вместо того, чтобы списать объект основных средств на затраты, ошибочно учитывала его на счете 01 «Основные средства», то сумму налога на имущество организация завысила.

Согласно п. 1 ст. 81 НК РФ при обнаружении налогоплательщиком в поданной им налоговой декларации неотражения или неполноты отражения сведений, а равно ошибок, приводящих к занижению суммы налога, подлежащей уплате, налогоплательщик обязан внести необходимые дополнения и изменения в налоговую декларацию.

Следовательно, так как в Вашем случае сумма налога на имущество организаций завышена, а не занижена, то сдавать уточненную налоговую декларацию Вы можете, но не обязаны.

При обнаружении ошибок (искажений) в исчислении налоговой базы, относящихся к прошлым налоговым (отчетным) периодам, в текущем (отчетном) налоговом периоде перерасчет налоговых обязательств производится в периоде совершения ошибки. Налоговые обязательства отчетного периода, в котором выявлены ошибки (искажения), корректируются только в случае невозможности определения конкретного периода (п. 1 ст. 54 НК РФ).

Если Вы решите подать уточненную налоговую декларацию по налогу на имущество организаций и зачесть (вернуть) излишне уплаченную сумму налога, то помимо уточненной декларации Вам необходимо представить в налоговые органы заявление о зачете или возврате суммы излишне уплаченного налога (ст. 78 НК РФ).

Если Вы решите вернуть или зачесть сумму переплаты по налогу на имущество организаций, то в бухгалтерском учете необходимо сделать запись:

ДЕБЕТ 68   КРЕДИТ 91.

Согласно п. 1 ст. 256 НК РФ амортизируемым имуществом в целях налогообложения прибыли признается имущество со сроком полезного использования более 12 месяцев и первоначальной стоимостью более 10 000 рублей.

Стоимость амортизируемого имущества погашается путем начисления амортизации.

Стоимость имущества, не являющегося амортизируемым имуществом, включается в состав материальных расходов в полной сумме по мере ввода его в эксплуатацию (п.п. 3 п. 1 ст. 254 НК РФ).

Так как в налоговом учете, в отличие от бухгалтерского, не предусмотрена вариативность учета затрат на приобретение имущества с первоначальной стоимостью не более 10000 рублей, то, начисляя амортизацию вместо единовременного отнесения всей стоимости ксерокса в расходы, организация завысила налоговую базу по налогу на прибыль.

Следовательно, как мы разъяснили выше, Вы можете, но не обязаны, подать уточненную налоговую декларацию по налогу на прибыль организаций и заявление о зачете или возврате излишне уплаченной суммы налога на прибыль организаций.

Возврат (зачет) переплаты по налогу на прибыль организаций в бухгалтерском учете будет отражаться записью:

ДЕБЕТ 68   КРЕДИТ 99.
И еще один немаловажный момент.

Согласно п.п. 1 п.1 ст. 264 НК РФ суммы налогов и сборов, начисленные в установленном законодательством Российской Федерации порядке (за исключением перечисленных в ст. 270 НК РФ), относятся к прочим расходам, связанным с производством и реализацией.

В частности, к прочим расходам, связанным с производством и реализацией, относятся суммы налога на имущество организаций.

Следовательно, перерасчет (уменьшение) суммы налога на имущество организаций за предыдущие годы повлечет увеличение налоговой базы по налогу на прибыль организаций за соответствующие налоговые периоды.

Распечатать статью