Камеральная налоговая проверка

Место проведения налоговой проверки

Камеральная налоговая проверка проводится по месту нахождения налогового органа на основе налоговых деклараций (расчетов) и документов, представленных налогоплательщиком, а также других документов о деятельности налогоплательщика, имеющихся у налогового органа.

Кто проводит налоговую проверку

Камеральную налоговую проверку проводит та налоговая инспекция, в которую налогоплательщик представил налоговую декларацию или расчет. Налоговая проверка проводится уполномоченными должностными лицами в соответствии с их служебными обязанностями без какого-либо специального решения руководителя налогового органа.

Срок проведения налоговой проверки

Камеральная налоговая проверка проводится в течение 3-х месяцев со дня представления налогоплательщиком налоговой декларации (расчета).

Для проведения камеральной налоговой проверки на основе налоговой декларации по НДС установлен специальный срок – 2 месяца со дня представления такой налоговой декларации. При этом указанный срок может быть продлен до 3-х месяцев, если до окончания проверки налоговой декларации по НДС налоговым органом установлены признаки, указывающие на возможное нарушение законодательства о налогах и сборах.

Решение о продлении срока проведения камеральной налоговой проверки в данном случае принимает руководитель (заместитель руководителя) налогового органа.

Срок проведения камеральной налоговой проверки начинает течь со дня, следующего за днем подачи налоговой декларации (расчета).

При этом, если дата подачи налоговой декларации и дата ее получения налоговым органом не совпадают, то течение срока, установленного для проведения такой налоговой проверки, начинается со дня получения налоговым органом налоговой декларации (Письмо Минфина РФ от 22.12.2017 № 03-02-07/1/85955).

Сверка контрольных соотношений

После поступления налоговых деклараций (расчетов) в налоговые органы показатели таких деклараций (расчетов) сверяются с контрольными соотношениями.

Указанная сверка происходит путем массовой обработки в программе «АИС Налог».

По итогам сверки:

– выявляются факты представления (непредставления) в установленные сроки налоговых деклараций (расчетов),

– устанавливаются внутридокументные соотношения.

Например, в Расчете сумм налога на доходы физических лиц, исчисленных и удержанных налоговым агентом (форма 6-НДФЛ) устанавливаются соответствие средней заработной платы у налогового агента и МРОТ; соответствие суммы налога, подлежащего перечислению согласно данным расчета, и суммы фактической уплаты налога по данным карточки расчетов с бюджетом,

междокументные соотношения.

Например, устанавливается соответствие показателей Расчета по форме 6-НДФЛ в части дохода, начисленного по трудовым и гражданско-правовым договорам, и показателей Приложения № 1 Расчета по страховым взносам «База для исчисления страховых взносов».

Контрольные соотношения показателей Расчета по форме 6-НДФЛ можно посмотреть в № 12 «АБ-Экспресс» за 2022 год.

Контрольные соотношения показателей налоговой декларации по НДС можно посмотреть в № 26 «АБ-Экспресс» за 2021 год.

Основания для запроса сведений и документов

При проведении камеральной налоговой проверки налоговый орган вправе запрашивать у налогоплательщика сведения и документы только при наличии оснований прямо предусмотренных НК РФ (п. 7 ст. 88 НК РФ).

Требование о представлении пояснений направляется проверяемому лицу, если камеральной налоговой проверкой выявлены ошибки в налоговой декларации (расчете) и (или) противоречия между сведениями, содержащимися в представленных документах, либо выявлены несоответствия сведений, представленных налогоплательщиком, сведениям, содержащимся в документах, имеющихся у налогового органа, и полученным им в ходе налогового контроля.

Налоговый орган вправе требовать у налогоплательщика представить необходимые пояснения, обосновывающие изменение соответствующих показателей налоговой декларации (расчета), при проведении камеральной налоговой проверки на основе уточненной налоговой декларации (расчета), в которой уменьшена сумма налога, подлежащая уплате в бюджет, по сравнению с ранее представленной налоговой декларацией (расчетом).

Налоговый орган вправе требовать у налогоплательщика представить необходимые пояснения, обосновывающие размер полученного убытка, при проведении камеральной налоговой проверки налоговой декларации (расчета), в которой заявлена сумма полученного в соответствующем отчетном (налоговом) периоде убытка.

Налоговый орган вправе требовать у налогоплательщика-организации или у налогоплательщика — индивидуального предпринимателя представить необходимые пояснения об операциях (имуществе), по которым применены налоговые льготы.

Налоговый орган вправе истребовать у налогоплательщика документы, подтверждающие правомерность применения налоговых вычетов, если налогоплательщик представил налоговую декларацию по НДС, в которой заявлено право на возмещение налога.

Налоговый орган вправе истребовать у налогоплательщика счета-фактуры, первичные и иные документы при выявлении противоречий между сведениями об операциях, содержащимися в налоговой декларации по НДС, либо при выявлении несоответствия сведений об операциях, содержащихся в налоговой декларации по НДС, представленной налогоплательщиком, сведениям об указанных операциях, содержащимся в налоговой декларации по НДС, представленной в налоговый орган другим налогоплательщиком, или в журнале учета полученных и выставленных счетов-фактур, если такие противоречия, несоответствия свидетельствуют о занижении суммы НДС, подлежащей уплате в бюджет, либо о завышении суммы НДС, заявленной к возмещению.

Налоговый орган вправе истребовать у налогоплательщика первичные и иные документы, подтверждающие изменение сведений в соответствующих показателях налоговой декларации (расчета) при проведении камеральной налоговой проверки на основе уточненной налоговой декларации (расчета), представленной по истечении двух лет со дня, установленного для подачи налоговой декларации (расчета) по соответствующему налогу за соответствующий отчетный (налоговый) период, в которой уменьшена сумма налога, подлежащая уплате в бюджет, или увеличена сумма полученного убытка по сравнению с ранее представленной налоговой декларацией (расчетом).

Налоговый орган вправе при проведении камеральной налоговой проверки Расчета по страховым взносам истребовать у плательщика страховых взносов сведения и документы, подтверждающие обоснованность отражения сумм, не подлежащих обложению страховыми взносами, и применения пониженных тарифов страховых взносов.

Форма требования о представлении пояснений утверждена Приказом ФНС РФ от 07.11.2018 № ММВ-7-2/628@.

Срок представления пояснений (документов) по требованию налогового органа в рамках камеральной проверки составляет от 5 рабочих дней (ст. 88 Налогового кодекса РФ, далее – НК РФ) до 10 рабочих дней (п. 3 ст. 93 НК РФ).

Обратите внимание, что в некоторых случаях документы для камеральной проверки представляются одновременно с подачей налоговой декларации.

Так, п. 10 ст. 165 НК РФ установлено, что для обоснования применения налоговой ставки НДС 0 % документы (в том числе реестры и перечень заявлений о ввозе товаров и уплате косвенных налогов) представляются одновременно с подачей налоговой декларации.

Другой случай установлен ст. 386.1 НК РФ.

Так, если налогоплательщик уплатил за пределами территории РФ налог на имущество в отношении имущества, принадлежащего российской организации, то для зачета указанной суммы налога в счет уплаты налога на имущество организаций в РФ налогоплательщик обязан документы об уплате такого налога подать в налоговый орган вместе с налоговой декларацией.

Иные мероприятия налогового контроля при налоговой проверке

При проведении камеральной налоговой проверки налоговые органы могут истребовать документы (информацию), касающуюся деятельности проверяемого налогоплательщика (плательщика сбора, плательщика страховых взносов, налогового агента) у других налогоплательщиков («встречная» проверка).

Налоговая проверка уточненной декларации

Если до окончания камеральной налоговой проверки налогоплательщиком представлена уточненная налоговая декларация (расчет), камеральная налоговая проверка ранее поданной налоговой декларации (расчета) прекращается и начинается новая камеральная налоговая проверка на основе уточненной налоговой декларации (расчета).

Прекращение камеральной налоговой проверки означает прекращение всех действий налогового органа в отношении ранее поданного расчета.

Порядок представления пояснений

Истребуемые документы могут быть представлены в налоговый орган проверяемым лицом лично или через представителя, направлены по почте заказным письмом либо переданы в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи или через личный кабинет налогоплательщика.

Представление документов на бумажном носителе производится в виде заверенных проверяемым лицом копий. Листы документов, представляемых на бумажном носителе, должны быть пронумерованы и прошиты.

Обратите внимание, что налоговый орган не вправе требовать нотариального удостоверения копий документов.

Истребуемые документы, составленные на бумажном носителе, могут быть представлены в налоговый орган в электронной форме в виде электронных образов документов (скан-копий) по телекоммуникационным каналам связи или через личный кабинет налогоплательщика.

Налогоплательщики, на которых НК РФ возложена обязанность представлять налоговую декларацию по НДС в электронной форме, при проведении камеральной налоговой проверки такой налоговой декларации представляют пояснения в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи через оператора электронного документооборота.

Обратите внимание, что налогоплательщик, представляющий в налоговый орган пояснения, вправе дополнительно представить документы, подтверждающие достоверность данных, внесенных в налоговую декларацию.

Акт налоговой проверки

Если после рассмотрения представленных пояснений и документов либо при отсутствии пояснений налогоплательщика налоговый орган установит факт совершения налогового правонарушения, должностные лица налогового органа обязаны составить акт налоговой проверки.

Акт налоговой проверки составляется в течение 10 дней после окончания камеральной налоговой проверки.

Обратите внимание, что по разъяснениям Минфина РФ нарушение процессуальных сроков при проведении мероприятий налогового контроля не является существенным нарушением, влекущим безусловную отмену решения налогового органа, принимаемого по результатам проведения налоговой проверки (Письмо Минфина РФ от 23.03.2018 № 03-02-07/1/18400).

Форма акта налоговой проверки и требования к его составлению утверждены Приказом ФНС РФ от 07.11.2018 № ММВ-7-2/628@.

Акт должен состоять из трех частей: вводной, описательной и итоговой.

Во вводной части Акта указываются следующие сведения:

– дата акта налоговой проверки,

– наименования организации либо фамилия, имя, отчество проверяемого лица,

– дата представления в налоговый орган налоговой декларации (расчета) и иных документов,

– перечень документов, представленных проверяемым лицом в ходе налоговой проверки,

– период, за который проведена проверка,

– наименования налогов, сборов, страховых взносов, по которым проводилась налоговая проверка,

– даты начала и окончания налоговой проверки,

– сведения о мероприятиях налогового контроля, проведенных при осуществлении налоговой проверки.

В описательной части Акта должны быть указаны документально подтвержденные факты нарушений законодательства о налогах и сборах, выявленные в ходе проверки, или запись об отсутствии таковых, а также обстоятельства, смягчающие или отягчающие ответственность за совершение налогового правонарушения.

При этом Акт не должен содержать предположений проверяющих, не основанных на доказательствах.

В итоговой части Акта указываются следующие сведения:

– выводы об установлении фактов неуплаты налогов, сборов, страховых взносов, а также о начислении пени по состоянию на дату Акта,

– предложения о привлечении к налоговой ответственности и ссылки на статьи НК РФ,

– фамилии, имена, отчества лиц, проводивших налоговую проверку, их должности с указанием наименования налогового органа,

– указание на право представления возражений по результатам налоговой проверки.

Акт должен быть подписан лицами, проводившими налоговую проверку, и лицом, в отношении которого проводилась эта проверка (его представителем).

Об отказе лица, в отношении которого проводилась налоговая проверка, подписать Акт должна быть сделана соответствующая запись в Акте.

Если лицо, в отношении которого проводилась проверка, или его представитель уклоняются от получения Акта, этот факт должен быть отражен в Акте.

Акт должен быть составлен в двух экземплярах, один из которых должен храниться в налоговом органе, второй вручается (направляется) руководителю организации, индивидуальному предпринимателю либо физическому лицу (их представителям).

Возражения на акт налоговой проверки

Лицо, в отношении которого проводилась налоговая проверка (его представитель), в случае несогласия с фактами, изложенными в акте налоговой проверки, а также с выводами и предложениями проверяющих вправе представить в налоговый орган письменные возражения по акту в целом или по его отдельным положениям в течение одного месяца со дня получения акта налоговой проверки (п. 6 ст. 100 НК РФ).

Примерная форма возражений размещена в разделе «Формы документов» «Учет и отчетность в ФНС».

Решение по результатам налоговой проверки

Акт налоговой проверки, представленные проверяемым лицом письменные возражения по акту должны быть рассмотрены руководителем (заместителем руководителя) налогового органа, проводившего налоговую проверку.

По результатам их рассмотрения в течение 10 дней со дня истечения срока представления возражений по акту (возражения по акту проверки представляется проверяемым лицом в течение одного месяца со дня получения акта) принимается одно из следующих решений:

о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения;

об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения;

– решение о проведении дополнительных мероприятий налогового контроля.

Обратите внимание, что срок рассмотрения материалов налоговой проверки и вынесения решения может быть продлен, но не более чем на один месяц.

В решении о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения излагаются обстоятельства совершенного налогового правонарушения и указываются размер выявленной недоимки и соответствующих пеней, а также подлежащий уплате штраф.

В решении об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения излагаются обстоятельства, послужившие основанием для такого отказа.

Распечатать статью