Наши бесплатные каналы для бухгалтера
  • Изменения в законах
  • Практические решения
  • Разборы бухгалтерских ситуаций
  • Бухгалтерские проводки и примеры
  • Напоминания о сроках отчетности
  • Ошибки, за которые штрафуют — и как их избежать

МРОТ и «уральский» коэффициент. Вместе или раздельно

Входит ли в МРОТ 5 205 руб. «уральский» коэффициент 15%? При выплате МРОТ сумма к выплате будет еще ниже – 4 528 руб.

МРОТ с 1 января 2013 года составляет 5 205 рублей.

Согласно ст. 315 ТК РФ оплата труда в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях осуществляется с применением районных коэффициентов к заработной плате.

То есть в Свердловской области работодатель обязан выплачивать заработную плату с учетом районных коэффициентов.

Ст. 133 ТК РФ установлено, что месячная заработная плата работника, полностью отработавшего за этот период норму рабочего времени и выполнившего нормы труда (трудовые обязанности), не может быть ниже минимального размера оплаты труда.

Многие работники считают, что не ниже МРОТ должен быть именно оклад (тарифная ставка).

А все компенсационные и стимулирующие выплаты должны начисляться сверх оклада, равного МРОТ.

В соответствии со ст. 129 ТК РФ заработная плата (оплата труда работника) – это вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы.

Кроме того, в оплату труда работника включаются:

– компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера);

– стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).

В ст. 129 ТК РФ приведены определения фиксированных размеров оплаты труда:

– тарифная ставка – фиксированный размер оплаты труда работника за выполнение нормы труда определенной сложности (квалификации) за единицу времени без учета компенсационных, стимулирующих и социальных выплат;

– оклад (должностной оклад) – фиксированный размер оплаты труда работника за исполнение трудовых (должностных) обязанностей определенной сложности за календарный месяц без учета компенсационных, стимулирующих и социальных выплат;

– базовый оклад (базовый должностной оклад), базовая ставка заработной платы – минимальные оклад (должностной оклад), ставка заработной платы работника государственного или муниципального учреждения, осуществляющего профессиональную деятельность по профессии рабочего или должности служащего, входящим в соответствующую профессиональную квалификационную группу, без учета компенсационных, стимулирующих и социальных выплат.

СК по гражданским делам Верховного Суда РФ в Определе­нии от 23.07.2010 г. № 75-В10-2 указал, что трудовым законодательством допускается установление окладов (тарифных ставок), как составных частей заработной платы работников, в размере меньше минимального размера оплаты труда при условии, что их заработная плата, включающая в себя все элементы, будет не меньше установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда.

Компенсационные выплаты за работу в особых климатических условиях – это и есть районный коэффициент.

«Уральский» коэффициент как компенсационная выплата начисляется сверх оклада, тарифной ставки или базового оклада, являясь составной частью зарплаты.

Следовательно, минимальный размер оплаты труда включает в себя «уральский» коэффициент как компенсационную выплату.

В соответствии со ст. 57 ТК РФ в трудовом договоре в обязательном порядке должен быть указан размер тарифной ставки или оклада (должностного оклада работника).

Предположим, что работодатель, действующий на территории Свердловской области, в трудовом договоре с работником установил работнику оклад в размере 4 527 рублей.

Работодатель начисляет «уральский» коэффициент 15% на оклад 4 527 рублей.

Тем самым работодатель выполняет требования ст. 133 ТК РФ и устанавливает работнику заработную плату в размере, не ниже МРОТ (5 206,05 руб.).

Если работодатель посчитал, что МРОТ в размере 5 205 руб­лей – это оклад, и в трудовом договоре установил оклад в размере 5 205 рублей, то в данном случае работодатель обязан будет начислить «уральский» коэффициент 15% на размер оклада.

В результате заработная плата работника будет составлять 5 985,75 рублей.

В соответствии со ст. 210 НК РФ при определении налоговой базы учитываются все доходы налогоплательщика, полученные им как в денежной, так и в натуральной формах, или право на распоряжение которыми у него возникло, а также доходы в виде материальной выгоды, определяемой в соответствии со ст. 212 НК РФ.

Для доходов, в отношении которых предусмотрена налоговая ставка в размере 13%, установленная п. 1 ст. 224 НК РФ, налоговая база определяется как денежное выражение таких доходов, подлежащих налогообложению, уменьшенных на сумму налоговых вычетов, предусмотренных ст. 218-221 НК РФ.

Доходы, не подлежащие обложению НДФЛ, поименованы в ст. 217 НК РФ.

Освобождение от обложения НДФЛ минимального размера оплаты труда НК РФ не предусмотрено.

Следовательно, указывает ФНС РФ в письме от 15.02.2012 г. № ЕД-2-3/111@, основания для освобождения от обложения НДФЛ минимального размера оплаты труда отсутствуют.

Поэтому даже если зарплата установлена в размере МРОТ, налоговый агент обязан исчислить, удержать из доходов налогоплательщика и перечислить в бюджет сумму НДФЛ.

Надёжный источник для бухгалтера с 1995 года!
Есть вопрос по бухучету, налогам или кадрам?
Подписчики журнала могут бесплатно задать вопрос аудитору или юристу. Оставьте контакты, и мы расскажем, как получить консультацию.
Распечатать статью
Редакция журнала «Академия бизнеса»

Заказать обратный звонок

Оставьте контакты — мы свяжемся с Вами в рабочее время.