Откройте! Милиция

Может ли милиция проверять товар в магазине, какие документы они должны предъявлять перед проверкой, после проверки, как часто могут происходить такие проверки?

До 10 января 2009 года на основании п. 25 ст. 11 Закона РФ от 18.04.1991 г. № 1026-1 «О милиции» милиции для выполнения возложенных на нее обязанностей предоставлялось право при наличии данных о влекущем уголовную или административную ответственность нарушении законодательства, регулирующего финансовую, хозяйственную, предпринимательскую и торговую деятельность, в целях установления оснований для возбуждения уголовного дела или дела об административном правонарушении по мотивированному постановлению начальника органа внутренних дел (органа милиции) или его заместителя:

производить в присутствии не менее двух понятых и представителя юридического лица, лица, осуществляющего предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, либо его представителя осмотр производственных, складских, торговых и иных служебных помещений, других мест хранения и использования имущества;

производить досмотр транспортных средств в присутствии не менее двух понятых и лица, во владении которого находится транспортное средство, а в случаях, не терпящих отлагательства, – в отсутствие указанного лица;

изучать документы, отражающие финансовую, хозяйственную, предпринимательскую и торговую деятельность, требовать предоставления в пятидневный срок с момента вручения соответствующего постановления заверенных надлежащим образом копий указанных документов;

изымать с обязательным составлением протокола отдельные образцы сырья, продукции и товаров, необходимые для проведения исследований или экспертиз;

требовать при проверке имеющихся данных, указывающих на признаки преступления, обязательного проведения в срок не более тридцати дней проверок и ревизий финансовой, хозяйственной, предпринимательской и торговой деятельности, а также самостоятельно проводить в указанные сроки такие проверки и ревизии, изымать при производстве проверок и ревизий документы либо их копии с обязательным составлением протокола и описи изымаемых документов либо их копий.

Федеральным законом РФ от 26.11.2008 г. № 293-ФЗ с 10 января 2009 года п. 25 исключен из ст. 11 Закона о милиции, что означает, что милиция больше не вправе осуществлять вышеперечисленные действия.

Кроме того, милиция не вправе при наличии достаточных данных, указывающих на признаки преступления, связанного с нарушением законодательства Российской Федерации о налогах и сборах, проводить проверки организаций и физических лиц в соответствии с законодательством Российской Федерации (исключен п. 35 ст. 11 Закона о милиции).

С одной стороны, все замечательно.

Но с другой стороны, милиция все же сохранила свои права по проверке деятельности хозяйствующих субъектов. Только в рамках другого закона.

В соответствии с п. 16 ст. 11 Закона «О милиции» милиции предоставляется право осуществлять оперативно-розыскную деятельность в соответствии с федеральным законом.

Перечень оперативно-розыскных мероприятий установлен ст. 6 Федерального закона РФ от 12.08.1995 г. № 144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности».

В частности, при осуществлении оперативно-розыскной деятельности проводятся следующие оперативно-розыскные мероприятия: опрос, наведение справок, сбор образцов для сравнительного исследования, проверочная закупка, исследование предметов и документов, обследование помещений, зданий, сооружений, участков местности и транспортных средств, контролируемая поставка, оперативный эксперимент.

При решении задач оперативно-розыскной деятельности органы, уполномоченные ее осуществлять, в том числе милиция, имеют право проводить гласно и негласно вышеперечисленные оперативно-розыскные мероприятия, производить при их проведении изъятие документов, предметов, материалов и сообщений.

При этом Закон № 144-ФЗ не содержит положения о том, что оперативно-розыскные мероприятия осуществляются на основании соответствующего постановления руководителя органа милиции.

Получается, что в рамках оперативно-розыскной деятельности милиция может осуществлять проверочные закупки, исследовать предметы и документы, обследовать помещения в любое время и не ограниченное количество раз.

П. 5 ст. 15 Закона № 144-ФЗ установлено, что законные требования должностных лиц органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, обязательны для исполнения физическими и юридическими лицами, к которым такие требования предъявлены.

Неисполнение законных требований должностных лиц органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, либо воспрепятствование ее законному осуществлению влекут ответственность, предусмотренную законодательством Российской Федерации.

Как определить законность требований при осуществлении оперативно-розыскных мероприятий, из Закона № 144-ФЗ неясно.

Ст. 7 Закона № 144-ФЗ к основаниям для проведения оперативно-розыскных мероприятий относит, в частности, ставшие известными органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность, сведения о:

1) признаках подготавливаемого, совершаемого или совершенного противоправного деяния, а также о лицах, его подготавливающих, совершающих или совершивших, если нет достаточных данных для решения вопроса о возбуждении уголовного дела;

2) событиях или действиях (бездействии), создающих угрозу государственной, военной, экономической или экологической безопасности Российской Федерации;

3) лицах, скрывающихся от органов дознания, следствия и суда или уклоняющихся от уголовного наказания.

Также основаниями для проведения оперативно-розыскных мероприятий являются поручения следователя, руководителя следственного органа, органа дознания или определения суда по уголовным делам, находящимся в их производстве.

На основании постановления, утвержденного руководителем органа, осуществляющего оперативно-розыскную деятельность, проводится проверочная закупка или контролируемая поставка только предметов, веществ и продукции, свободная реализация которых запрещена либо оборот которых ограничен.

В отношении иных проверочных закупок требования о наличии соответствующего постановления Закон № 144-ФЗ не содержит.

Достаточно жесткая регламентация существует только в случае изъятия документов, материалов.

Согласно ст. 15 Закона № 144-ФЗ в случае изъятия документов, предметов, материалов при проведении гласных оперативно-розыскных мероприятий должностное лицо, осуществившее изъятие, составляет протокол в соответствии с требованиями уголовно-процессуального законодательства Российской Федерации.

Если при проведении гласных оперативно-розыскных мероприятий изымаются документы, то с них изготавливаются копии, которые заверяются должностным лицом, изъявшим документы, и передаются лицу, у которого изымаются документы, о чем делается запись в протоколе.

В случае, если невозможно изготовить копии или передать их одновременно с изъятием документов, указанное должностное лицо передает заверенные копии документов лицу, у которого были изъяты документы, в течение пяти дней после изъятия, о чем делается запись в протоколе.

В случае, если по истечении пяти дней после изъятия документов заверенные копии документов не были переданы лицу, у которого изъяты документы, заверенные копии документов в течение трех дней должны быть направлены по почте заказным почтовым отправлением, о чем делается запись в протоколе с указанием номера почтового отправления.

Копии документов направляются по адресу места нахождения юридического лица или адресу места жительства физического лица, указанному в протоколе.

С 1 мая 2009 года вступил в силу Федеральный закон РФ от 26.12.2008 г. № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля».

Однако положения указанного закона не применяются к действиям государственных органов при проведении оперативно-розыскных мероприятий.

Распечатать статью