Покупка предприятия как имущественный комплекс

Вопрос:

ООО купило имущественный комплекс, земля в аренде, в дальнейшем будем землю выкупать. Как учитывать имущество, как амортизировать?

Ответ:

(Отвечает ООО «Интерком-Аудит Екатеринбург»)

Предприятием как объектом прав признается имущественный комплекс, используемый для ведения предпринимательской деятельности (п. 1 ст. 132 ГК РФ). В соответствии с п. 1 ст. 559 ГК РФ по договору продажи предприятия продавец обязуется передать в собственность покупателя предприятие в целом как имущественный комплекс, за исключением прав и обязанностей, которые продавец не вправе передавать другим лицам.
Согласно п. 2 ст. 132 ГК РФ в состав предприятия как имущественного комплекса входят все виды имущества, предназначенные для его деятельности, включая земельные участки, здания, сооружения, оборудование, инвентарь, сырье, продукция, права требования, долги, а также права на обозначения, индивидуализирующие предприятие, его продукцию, работы и услуги (фирменное наименование, товарные знаки, знаки обслуживания), и другие исключительные права, если иное не предусмотрено законом или договором.

При покупке имущественного комплекса заключается договор купли-продажи предприятия.

Договор заключается в письменной форме путем составления одного документа, подписанного сторонами.

До подписания договора продажи предприятия должны быть составлены и рассмотрены сторонами:

– акт инвентаризации,

– бухгалтерский баланс,

– заключение независимого аудитора о составе и стоимости предприятия,

– перечень всех долгов (обязательств), включаемых в состав предприятия, с указанием кредиторов, характера, размера и сроков их требований.

Указанные документы должны быть в обязательном порядке приложены к договору купли-продажи предприятия.

Кроме того, состав и стоимость продаваемого предприятия определяются в договоре продажи предприятия на основе полной инвентаризации предприятия, проводимой в соответствии с установленными правилами такой инвентаризации.

Следовательно, до подписания договора купли-продажи продавец должен провести инвентаризацию всего имущества по правилам, установленным Методическими указаниями по инвентаризации имущества и финансовых обязательств, утвержденными приказом Минфина РФ от 13.06.1995 г. № 49.

Несоблюдение формы договора продажи предприятия влечет его недействительность.

На основании ст. 563 ГК РФ передача предприятия продавцом покупателю осуществляется по передаточному акту, в котором указываются данные о составе предприятия и об уведомлении кредиторов о продаже предприятия, а также сведения о выявленных недостатках переданного имущества и перечень имущества, обязанности по передаче которого не исполнены продавцом ввиду его утраты.
Покупатель приходует имущество по балансовой стоимости, указанной в передаточном акте продавцом.

При оформлении приемки основных средств акт (накладная) составляется в одном экземпляре на каждый отдельный объект приемочной комиссией, назначенной распоряжением (приказом) руководителя предприятия (организации).
Составление общего акта, оформляющего приемку нескольких объектов основных средств, допускается лишь при учете хозяйственного инвентаря, инструмента, оборудования и т.п., если эти объекты однотипны, имеют одинаковую стоимость и приняты в одном календарном месяце.

Кроме того, необходимость определения сторонами договора купли-продажи недвижимого имущества стоимости каждого объекта имущества вытекает из правил бухгалтерского учета. Согласно ПБУ 6/01 «Учет основных средств» первоначальная стоимость объекта основных средств, бывшего в эксплуатации, определяется исходя из договорной цены покупки и затрат, связанных с его приобретением.

Таким образом, если в составе предприятия как имущественного комплекса реализуются несколько объектов недвижимости, то в сопроводительных документах следует указывать наименование каждого объекта недвижимости и его стоимость, оформляя на каждый из них (или группу однородных предметов) новую инвентарную карточку.

Порядок начисления амортизации основных средств прописан в ПБУ 6/01 «Учет основных средств». Начислять амортизацию следует по каждому объекту, начиная с месяца, следующего за месяцем, в котором объект был введен в эксплуатацию.

Согласно п.20 ПБУ 6/01 каждому объекту основных средств соответствует свой срок полезного использования, который определяется организацией самостоятельно с учетом ожидаемого срока использования в соответствии с ожидаемой производительностью или мощностью; ожидаемого физического износа и других ограничений использования объекта.

Согласно п.1 ст. 552 ГК РФ по договору продажи здания, сооружения или другой недвижимости покупателю одновременно с передачей права собственности на такую недвижимость передаются права на земельный участок, занятый такой недвижимостью и необходимый для ее использования.

В соответствии со ст. 35 ЗК РФ при переходе права собственности на здание, строение, сооружение, находящиеся на чужом земельном участке, лицо, к которому оно переходит, приобретает право на использование соответствующей части земельного участка, занятой зданием, строением, сооружением и необходимой для их использования, на тех же условиях и в том же объеме, что и прежний их собственник.

Таким образом, если в составе предприятия как имущественного комплекса реализуются несколько объектов недвижимости, то каждый объект ставится на балансовый счет 01 «Основные средства» и по каждому объекту определяется срок полезного использования и начисляется амортизация в обычном порядке.  При переходе права собственности на имущественный комплекс, покупатель приобретает право на использование соответствующей части земельного участка, на тех же условиях и в том же объеме, что и прежний  собственник. Арендная плата за земельный участок в дальнейшем относится на расходы организации.

 

Распечатать статью