Расходы на консультационные услуги для получения лицензии

В 2008 г. мы были на общем режиме налогообложения. Нам ФГУ Лицензионный центр предъявил счет-фактуру, указав в наименовании товара «Консультация и анализ выполнения заявленного вида работ в соответствии с требованием законодательства и нормативно-технических документов согласно договору». После оплаты этих услуг нам была выдана лицензия на строительные работы на 5 лет. В конце года я отнесла расходы единовременно на производство, т.к. в счете-фактуре не указано, что это за лицензию, а написано за консультационные услуги. Налоговая при проверке уменьшила затраты, соответственно, разделив всю сумму на 5 лет. Хотелось бы узнать, права ли при этом налоговая инспекция?

П. 1 ст. 272 НК РФ установлено, что расходы, принимаемые для целей налогообложения, признаются таковыми в том отчетном (налоговом) периоде, к которому они относятся, независимо от времени фактической выплаты денежных средств и (или) иной формы их оплаты.

Расходы признаются в том отчетном (налоговом) периоде, в котором эти расходы возникают исходя из условий сделок.

В случае, если сделка не содержит таких условий и связь между доходами и расходами не может быть определена четко или определяется косвенным путем, расходы распределяются налогоплательщиком самостоятельно.

В случае, если условиями договора предусмотрено получение доходов в течение более чем одного отчетного периода и не предусмотрена поэтапная сдача товаров (работ, услуг), расходы распределяются налогоплательщиком самостоятельно с учетом принципа равномерности признания доходов и расходов.

Минфин РФ ранее считал, что договор на получение консультационных услуг, оказываемых сторонней организацией, связанных с методической и практической помощью в оформлении документации, необходимой для получения лицензии, не предусматривает получение доходов в течение более чем одного отчетного периода.

Поэтому доходы в полном объеме относятся к тому отчетному периоду, в котором они возникли исходя из условий сделки (письмо от 14.07.2004 г. № 03-03-05/3/59).

Следовательно, указанные расходы признаются расходами на консультационные услуги (п.п. 15 п. 1 ст. 264 НК РФ) и признаются на дату расчетов в соответствии с условиями заключенных договоров или дату предъявления налогоплательщику документов, служащих основанием для произведения расчетов, либо последнее число отчетного (налогового) периода (п.п. 3 п. 7 ст. 272 НК РФ).

Однако уже в 2007 году Минфин заявил, что расходы, связанные с приобретением лицензии на строительную деятельность, распределяются с учетом принципа равномерности признания расходов налогоплательщиком (письмо от 31.05.2007 г. № 03-03-06/1/353).

Судебная практика по данному вопросу неоднозначна.

Некоторые арбитры полагают, что поскольку получение дохода от лицензируемой деятельности предусмотрено согласно условиям лицензии в течение 5 лет, то затраты налогоплательщика по оплате консультационных услуг необоснованно отнесены на расходы единовременно на основании ст. 264 НК РФ (постановление ФАС Северо-Западного округа от 17.04.2006 г. № А66-10560/2005).

Однако достаточно и судебных решений с противоположной точкой зрения.

Заключение договора об оказании консультационных услуг связано с необходимостью получения лицензии на осуществление строительства зданий и сооружений, условия которого получение доходов в течение более чем одного ответного периода не предусматривают.

Следовательно, налогоплательщиком правомерно отнесены суммы затрат на оплату консультационных услуг, связанных с получением лицензии на осуществление деятельности по строительству зданий и сооружений, на расходы при исчислении налоговой базы по налогу на прибыль за налоговый период (постановление ФАС Московского округа от 12.08.2009 г. № КА-А40/7313-09).

Аналогичные рассуждения и в постановлениях ФАС Уральского округа от 22.10.2008 г. № Ф09-7701/08-С3, ФАС Западно-Сибирского округа от 07.08.2006 г. № Ф04-4867/2006 (25120-А46-33)).

Для получения лицензии уплачивается государственная пошлина.

В соответствии со ст. 13 НК РФ государственная пошлина относится к федеральным налогам.

Поэтому сумма госпошлины учитывается в составе прочих расходов единовременно (п.п. 1 п. 7 ст. 272 НК РФ).

В отношении признания единовременно расходов на консультационные услуги доказывать свою правоту Вам придется в суде.

Однако нужно учитывать еще и следующее.

В соответствии со ст. 18 Федерального закона РФ от 08.08.2001 г. № 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» с 1 января 2010 года прекращается лицензирование следующих видов деятельности:

– проектирование зданий и сооружений, за исключением сооружений сезонного или вспомогательного назначения;

– строительство зданий и сооружений, за исключением сооружений сезонного или вспомогательного назначения;

– инженерные изыскания для строительства зданий и сооружений, за исключением сооружений сезонного или вспомогательного назначения.

Предоставление лицензий на осуществление указанных видов деятельности прекращается с 1 января 2009 года.

Действие лицензий на осуществление указанных видов деятельности, в том числе лицензий, срок действия которых продлен, прекращается с 1 января 2010 года.

Указанные лицензии выдавались сроком на 5 лет.

Если расходы на приобретение лицензии признавались в налоговом учете равномерно, то на момент окончания действия лицензии в связи с отменой лицензирования у налогоплательщика могут остаться недосписанные расходы на приобретение лицензии.

В письме от 21.01.2010 г. № 3-2-13/6@ «Об учете в составе расходов стоимости лицензий на осуществление строительной деятельности» ФНС РФ сообщила, что участники строительной деятельности, получившие лицензию до 1 января 2009 года, в целях налогообложения прибыли с 1 января 2010 года должны учитывать не учтенную в расходах стоимость лицензии единовременно в составе внереализационных расходов.

Следовательно, даже если Вы согласитесь с решением налоговой инспекции, то равномерно Вы учете расходы на приобретение лицензии в течение двух лет: 2008 и 2009 годов.

А в 2010 году оставшуюся не учтенную в расходах стоимость лицензии Вы учете единовременно

Распечатать статью