Творчество от ФНС. Опять в плане проверок
(Письмо ФНС РФ от 08.10.2010 г. № АС-37-2/12931@)
ФНС РФ разослала подведомственным органам рекомендуемые формы Уведомлений о необходимости обеспечения ознакомления с документами, связанными с исчислением и уплатой налогов, и Актов о противодействии проведению налоговой проверки.
По паре – для выездных и камеральных налоговых проверок.
Суть творчества в том, что на основании уведомлений налогоплательщику необходимо обеспечить возможность должностным лицам налогового органа, проводящим проверку, ознакомиться с оригиналами документов, связанных с исчислением и уплатой налогов.
Если налогоплательщик оригиналы запрашиваемых документов не представит, налоговики грозятся составить Акт о противодействии проведению налоговой проверки.
Порядок истребования документов при проведении налоговой проверки установлен ст. 93 НК РФ.
Должностное лицо налогового органа, проводящее налоговую проверку, вправе истребовать у проверяемого лица необходимые для проверки документы.
П. 2 ст. 93 НК РФ установлено, что представление документов на бумажном носителе производится в виде заверенных проверяемым лицом копий.
При этом не допускается требование нотариального удостоверения копий документов, представляемых в налоговый орган (должностному лицу), если иное не предусмотрено законодательством РФ.
В случае необходимости налоговый орган вправе ознакомиться с подлинниками документов.
Как разъяснил Минфин РФ в письме от 11.01.2009 г. № 03-02-07/1-1, такая необходимость может возникнуть, в частности, в случае обнаружения несоответствия сведений, представленных налогоплательщиком, сведениям, содержащимся в документах, имеющихся у налогового органа, и полученным им в ходе налогового контроля, а также в случае сверки копий документов с их подлинниками.
Поскольку камеральная налоговая проверка согласно п. 1 ст. 88 НК РФ проводится по месту нахождения налогового органа, ознакомление с представленными налогоплательщиком подлинниками документов происходит по месту нахождения налогового органа, проводящего эту проверку.
А при проведении выездной налоговой проверки ознакомление должностных лиц налоговых органов с подлинниками документов допускается только на территории налогоплательщика (п. 12 ст. 89 НК РФ).
Исключение составляют случаи проведения выездной налоговой проверки по месту нахождения налогового органа и выемки документов в соответствии со ст. 94 НК РФ.
Следует отметить, что разработанные ФНС РФ формы не являются обязательным документом с точки зрения налогового законодательства.
Во-первых, они не предусмотрены НК РФ.
В соответствии с положениями ст. 93 НК РФ приказом ФНС РФ от 31.05.2007 г. № ММ-3-06/338@ утверждена форма Требования о представлении документов (информации).
Во-вторых, формы уведомления и акта направлены письмом ФНС РФ, которое нормативным актом не является, а значит, для налогоплательщика не обязательно к исполнению.
И штрафные санкции по ст. 126 НК РФ за непредставление документов налоговики применить не смогут, если налогоплательщик проигнорирует уведомление.
Ведь НК РФ не установлена обязанность представлять оригиналы документов на основании уведомления.
Значит, нет и ответственности за неисполнение неустановленной обязанности.
Кстати, НК РФ под противодействием проведению налоговой проверки подразумевает только один случай.
Согласно ст. 113 НК РФ лицо не может быть привлечено к ответственности за совершение налогового правонарушения, если со дня его совершения либо со следующего дня после окончания налогового периода, в течение которого было совершено это правонарушение, и до момента вынесения решения о привлечении к ответственности истекли три года (срок давности).
Течение срока давности привлечения к ответственности приостанавливается, если лицо, привлекаемое к ответственности за налоговое правонарушение, активно противодействовало проведению выездной налоговой проверки, что стало непреодолимым препятствием для ее проведения и определения налоговыми органами сумм налогов, подлежащих уплате в бюджетную систему РФ.
Течение срока давности привлечения к ответственности считается приостановленным со дня составления акта, предусмотренного п. 3 ст. 91 НК РФ.
А п. 3 ст. 91 НК РФ гласит, что при воспрепятствовании доступу должностных лиц налоговых органов, проводящих налоговую проверку, на указанные территории или в помещения (за исключением жилых помещений) руководителем проверяющей группы (бригады) составляется акт, подписываемый им и проверяемым лицом.
На основании такого акта налоговый орган по имеющимся у него данным о проверяемом лице или по аналогии вправе самостоятельно определить сумму налога, подлежащую уплате.
То есть противодействуют – это когда налоговиков не пускают на свою территорию для проведения проверки.
Так что непредставление документов никак нельзя назвать противодействием для проведения проверки.
Все права на материалы защищены, многие статьи на нашем
сайте находятся в закрытом доступе.
Предлагаем зарегистрироваться или авторизоваться, чтобы продолжить чтение.
Ваша подписка закончилась {{this.$store.state.user.subscribe_end}}.
Продлите подписку чтобы получить доступ к журналу.
Изменения в законодательстве происходят каждый день!
Не попадите под штрафы и налоговые проверки!
Ваша подписка закончилась {{this.$store.state.user.subscribe_end}}.
Продлите подписку чтобы получить доступ к журналу.
Изменения в законодательстве происходят каждый день!
Не попадите под штрафы и налоговые проверки!