Утилизация товаров с истекшим сроком годности. Четвертая версия Минфина
(Письмо Минфина РФ от 04.02.2010 г. № 03-03-06/4/8)
В соответствии с Федеральным законом РФ от 02.01.2000 г. № 29-ФЗ «О качестве и безопасности пищевых продуктов» не могут находиться в обороте пищевые продукты, материалы и изделия, сроки годности которых истекли.
Такие пищевые продукты утилизируются или уничтожаются.
Расходы на хранение, перевозки, утилизацию или уничтожение некачественных и опасных пищевых продуктов, материалов и изделий оплачиваются их владельцем.
В 2008 году Минфин РФ сначала сообщил, что в случае утилизации (списания) товаров с истекшим сроком годности затраты на их приобретение и дальнейшую ликвидацию не могут рассматриваться в рамках извлечения доходов от предпринимательской деятельности и, следовательно, не подлежат учету в составе расходов для целей налогообложения прибыли (письмо от 27.06.2008 г. № 03-03-06/1/373).
Однако буквально следом Минфин выразил прямо противоположную позицию.
В письме от 08.07.2008 г. № 03-03-06/1/397 чиновники сообщили, что расходы в виде стоимости приобретенной с целью дальнейшей реализации продукции, подлежащей уничтожению в связи с истечением срока годности, а также расходы, связанные с уничтожением такой продукции, могут быть учтены для целей налогообложения прибыли при условии, что данные расходы произведены в рамках предпринимательской деятельности и документально подтверждены надлежащим образом.
Через год в письме от 09.06.2009 г. № 03-03-06/1/374 финансовое ведомство вновь вынесло неутешительный вердикт: в случае утилизации (списания) товаров с истекшим сроком годности затраты на их приобретение и дальнейшую ликвидацию не могут рассматриваться в рамках извлечения доходов от предпринимательской деятельности и, следовательно, не подлежат учету в составе расходов для целей налогообложения прибыли.
С Минфином тогда не согласилась ФНС РФ и в письме от 16.07.2009 г. № 3-2-09/1/39, рассматривая вопрос об утилизации парфюмерной и косметической продукции с истекшим сроком годности, ФНС напомнила, что согласно п. 4 ст. 5 Закона РФ от 07.02.1992 г. № 2300-1 «О защите прав потребителей» на продукты питания, парфюмерно-косметические товары, медикаменты, товары бытовой химии и иные подобные товары изготовитель (исполнитель) обязан устанавливать срок годности – период, по истечении которого товар считается непригодным для использования по назначению.
Продажа товара по истечении установленного срока годности, а также товара, на который должен быть установлен срок годности, но он не установлен, запрещается.
Поскольку данная норма Закона распространяется не только на парфюмерно-косметическую продукцию, рассуждения налоговиков применимы ко всем товарам, на которые в обязательном порядке устанавливается срок годности.
Несмотря на то, что операции уничтожения продукции торговыми организациями сами по себе не соответствуют целям деятельности коммерческой торговой организации, определение государством необходимого порядка таких действий в случае истечения срока годности парфюмерно-косметических товаров и товаров бытовой химии фактически признает такие операции связанными с деятельностью, направленной на получение дохода.
В этой связи соблюдение организацией порядка проведения экспертизы продукции, сроки годности которой истекли, является основанием для признания расходов, обусловленных изъятием из оборота парфюмерной и косметической продукции и товаров бытовой химии с истекшим сроком годности, в качестве расходов, связанных с деятельностью, направленной на получение дохода.
Видимо, решив установить ничью (2 : 2) в споре своих собственных позиций, Минфин в комментируемом письме вновь, как в 2008 году, сообщил, что расходы в виде стоимости приобретаемых (выкупаемых) хлеба и хлебобулочных изделий с истекшим сроком годности у предприятий торговли для последующей утилизации путем переработки или уничтожения, а также расходы, связанные с уничтожением такой продукции, могут быть учтены для целей налогообложения прибыли при условии, что данные расходы произведены в рамках предпринимательской деятельности и документально подтверждены надлежащим образом.
Дополнительно чиновники как бы с сожалением отметили, что существующее нормативное правовое регулирование отношений в сфере оборота хлебобулочной продукции обязывает поставщиков (производителей) приобретать (выкупать) хлеб и хлебобулочные изделия с истекшим сроком годности у предприятий торговли и осуществлять их последующую утилизацию путем переработки или уничтожения.
И хотя речь в письме Минфина идет о хлебобулочной продукции, выводы применимы ко всей пищевой продукции.
Налогоплательщикам остается надеяться, что четвертая версия Минфина по данному вопросу будет окончательной.
Появление пятой будет уже просто верхом неприличия.
Все права на материалы защищены, многие статьи на нашем
сайте находятся в закрытом доступе.
Предлагаем зарегистрироваться или авторизоваться, чтобы продолжить чтение.
Ваша подписка закончилась {{this.$store.state.user.subscribe_end}}.
Продлите подписку чтобы получить доступ к журналу.
Изменения в законодательстве происходят каждый день!
Не попадите под штрафы и налоговые проверки!
Ваша подписка закончилась {{this.$store.state.user.subscribe_end}}.
Продлите подписку чтобы получить доступ к журналу.
Изменения в законодательстве происходят каждый день!
Не попадите под штрафы и налоговые проверки!