Утилизация товаров с истекшим сроком годности. Четвертая версия Минфина

(Письмо Минфина РФ от 04.02.2010 г. № 03-03-06/4/8)

В соответствии с Федеральным законом РФ от 02.01.2000 г. № 29-ФЗ «О качестве и безопасности пищевых продуктов» не могут находиться в обороте пищевые продукты, материалы и изделия, сроки годности которых истекли.

Такие пищевые продукты утилизируются или уничтожаются.

Расходы на хранение, перевозки, утилизацию или уничтожение некачественных и опасных пищевых продуктов, материалов и изделий оплачиваются их владельцем.

В 2008 году Минфин РФ сначала сообщил, что в случае утилизации (списания) товаров с истекшим сроком годности затраты на их приобретение и дальнейшую ликвидацию не могут рассматриваться в рамках извлечения доходов от предпринимательской деятельности и, следовательно, не подлежат учету в составе расходов для целей налогообложения прибыли (письмо от 27.06.2008 г. № 03-03-06/1/373).

Однако буквально следом Минфин выразил прямо противоположную позицию.

В письме от 08.07.2008 г. № 03-03-06/1/397 чиновники сообщили, что расходы в виде стоимости приобретенной с целью дальнейшей реализации продукции, подлежащей уничтожению в связи с истечением срока годности, а также расходы, связанные с уничтожением такой продукции, могут быть учтены для целей налогообложения прибыли при условии, что данные расходы произведены в рамках предпринимательской деятельности и документально подтверждены надлежащим образом.

Через год в письме от 09.06.2009 г. № 03-03-06/1/374 финансовое ведомство вновь вынесло неутешительный вердикт: в случае утилизации (списания) товаров с истекшим сроком годности затраты на их приобретение и дальнейшую ликвидацию не могут рассматриваться в рамках извлечения доходов от предпринимательской деятельности и, следовательно, не подлежат учету в составе расходов для целей налогообложения прибыли.

С Минфином тогда не согласилась ФНС РФ и в письме от 16.07.2009 г. № 3-2-09/1/39, рассматривая вопрос об утилизации парфюмерной и косметической продукции с истекшим сроком годности, ФНС напомнила, что согласно п. 4 ст. 5 Закона РФ от 07.02.1992 г. № 2300-1 «О защите прав потребителей» на продукты питания, парфюмерно-косметические товары, медикаменты, товары бытовой химии и иные подобные товары изготовитель (исполнитель) обязан устанавливать срок годности – период, по истечении которого товар считается непригодным для использования по назначению.

Продажа товара по истечении установленного срока годности, а также товара, на который должен быть установлен срок годности, но он не установлен, запрещается.

Поскольку данная норма Закона распространяется не только на парфюмерно-косметическую продукцию, рассуждения налоговиков применимы ко всем товарам, на которые в обязательном порядке устанавливается срок годности.

Несмотря на то, что операции уничтожения продукции торговыми организациями сами по себе не соответствуют целям деятельности коммерческой торговой организации, определение государством необходимого порядка таких действий в случае истечения срока годности парфюмерно-косметических товаров и товаров бытовой химии фактически признает такие операции связанными с деятельностью, направленной на получение дохода.

В этой связи соблюдение организацией порядка проведения экспертизы продукции, сроки год­ности которой истекли, является основанием для признания расходов, обусловленных изъятием из оборота парфюмерной и косметической продукции и товаров бытовой химии с истекшим сроком годности, в качестве расходов, связанных с деятельностью, направленной на получение дохода.

Видимо, решив установить ничью (2 : 2) в споре своих собственных позиций, Минфин в комментируемом письме вновь, как в 2008 году, сообщил, что расходы в виде стоимости приобретаемых (выкупаемых) хлеба и хлебобулочных изделий с истекшим сроком годности у предприятий торговли для последующей утилизации путем переработки или уничтожения, а также расходы, связанные с уничтожением такой продукции, могут быть учтены для целей налогообложения прибыли при условии, что данные расходы произведены в рамках предпринимательской деятельности и документально подтверждены надлежащим образом.

Дополнительно чиновники как бы с сожалением отметили, что существующее нормативное правовое регулирование отношений в сфере оборота хлебобулочной продукции обязывает поставщиков (производителей) приобретать (выкупать) хлеб и хлебобулочные изделия с истекшим сроком годности у предприятий торговли и осуществлять их последующую утилизацию путем переработки или уничтожения.

И хотя речь в письме Минфина идет о хлебобулочной продукции, выводы применимы ко всей пищевой продукции.

Налогоплательщикам остается надеяться, что четвертая версия Минфина по данному вопросу будет окончательной.

Появление пятой будет уже просто верхом неприличия.

Распечатать статью