Заработная плата участников общественных работ

В «АМБ-Экспресс» № 31 Вы пишете, что выплаты, которые производит Центр занятости на расчетный счет работодателя, являются поддержкой доходов (материальной поддержкой) граждан, участвующих в общественных (временных) работах. Однако при перечислении денежных средств на наш расчетный счет Центр занятости называет их «частичное возмещение работодателю затрат на заработную плату участникам общественных работ по Договору…».

Кроме того, при заключении трудовых договоров с участниками таких работ мы указываем в них зарплату полностью, включая так называемую «материальную поддержку граждан» (так требует ЦЗН), соответственно и начисление зарплаты и отчислений с нее производим полностью по этим договорам, только в Центр занятости даем в таблице разбивку сумм, подлежащих возмещению Центром занятости, и сумм, выплаченных за наш счет. Возмещение Центр занятости производит на основании наших расчетов по заработной плате и отчислениям.

Прошу уточнить, почему «материальная поддержка не является выплатой по трудовому договору», если она включена в трудовой договор в общей сумме заработной платы, а также нужно ли ее облагать НДФЛ, раз она выплачивается по трудовому договору как заработная плата?

В № 31 «А-Э» были рассмотрены вопросы материальной поддержки безработных граждан, принимающих участие в общественных работах, на основании основных действующих положений нормативных актов, регулирующих данные вопросы.

При этом выплата материальной поддержки предусмотрена только для безработных граждан.

П. 2 ст. 7 Закона РФ от 19.04.1991 г. № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации» предусмотрено право Правительства РФ в связи с осложнением ситуации на рынке труда в отдельных субъектах Российской Федерации разрабатывать и реализовывать дополнительные мероприятия, направленные на снижение напряженности на рынке труда этих субъектов Российской Федерации.

В связи с кризисом Правительство РФ постановлением от 31.12.2008 г. № 1089 утвердило Правила предоставления субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на реализацию дополнительных мероприятий, направленных на снижение напряженности на рынке труда субъектов Российской Федерации.

Субсидии предоставляются на софинансирование региональных программ, утвержденных в установленном порядке и предусматривающих дополнительные мероприятия, направленные на снижение напряженности на рынке труда субъектов Российской Федерации, в том числе организация общественных работ, временного трудоустройства, стажировки в целях приобретения опыта работы безработных граждан, граждан, ищущих работу, включая выпускников образовательных учреждений, а также работников в случае угрозы массового увольнения.

Таким образом, в отличие от общего порядка участвовать в общественных работах с 1 января 2009 года могут не только безработные граждане, но и имеющие работу.

Постановлением № 1089 установлено, что размер софинансирования мероприятий по организации общественных работ, временного трудоустройства, стажировки в целях приобретения опыта работы безработных граждан, граждан, ищущих работу, включая выпускников образовательных учреждений, а также работников в случае угрозы массового увольнения включает частичное возмещение работодателю затрат на заработную плату (с учетом районного коэффициента и начислений на фонд оплаты труда).

Поскольку Положение об организации общественных работ, утвержденное постановлением Правительства РФ от 14.07.1997 г. № 875, и Положение о порядке финансирования мероприятий по содействию занятости населения и социальной поддержке безработных граждан, утвержденное приказом Минздравсоцразвития РФ от 29.07.2005 г. № 485, не отменены и продолжают действовать (кроме того, являются основными, а не дополнительными мерами по содействию занятости населения), то в настоящее время могут применяться два варианта мероприятий по поддержке безработных граждан и занятости населения:

материальная поддержка безработных граждан, принимающих участие в общественных работах, в размере не ниже минимальной величины пособия по безработице и не выше двукратной минимальной величины пособия по безработице, увеличенных на размер районного коэффициента, которая не входит в фонд оплаты труда организации и не является составной частью заработной платы гражданина, так как выплачивается не за выполненную гражданами (работниками) работу, а за их участие в реализуемых совместно с органами службы занятости мероприятиях (вариант, рассмотренный в № 31 «А-Э»);

частичное возмещение затрат работодателю на заработную плату участников общественных работ (вариант, который мы рассматриваем в этом номере журнала).

Размер софинансирования мероприятий по организации общественных работ согласно постановлению № 1089 рассчитывается по формуле:

Сор = Чор x МРОТ x Pор,
где:

Сор – размер софинансирования мероприятий по организации общественных работ, временного трудоустройства, стажировки в целях приобретения опыта работы безработных граждан, граждан, ищущих работу, включая выпускников образовательных учреждений, а также работников в случае угрозы массового увольнения;

Чор – численность участников программы;

МРОТ – минимальный размер оплаты труда, установленный в размере 4 330 рублей, с учетом районного коэффициента и начислений на фонд оплаты труда;

Pор – период участия в общественных работах (средняя продолжительность 3 месяца).

Отсюда следует, что работодателю возмещаются затраты на заработную плату участника общественных работ в размере МРОТ с учетом «уральского» коэффициента и начислений на фонд оплаты труда.

В целях реализации постановления № 1089 Правительство Свердловской области постановлением от 14.01.2009 г. № 5-ПП утвердило Программу поддержки занятости населения Свердловской области в 2009 году, где привело Порядок расчета объема средств, необходимых для возмещения работодателям затрат на оплату труда участников общественных работ, временного трудоустройства, стажировки.

Минимальный размер оплаты труда с учетом районного коэффициента и начислений на фонд оплаты труда: 4 330 руб. х 1,15 х 1,262 = 6 284 руб.

Таким образом, размер возмещения затрат работодателя на оплату труда одного участника общественных работ в Свердловской области составляет 6 284 рубля с учетом ЕСН и минимального тарифа взносов на обязательное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.

Обратите внимание!

Из текста постановления № 1089 не следует, что сумма возмещения затрат работодателя на оплату труда участников общественных работ признается материальной поддержкой безработных граждан, принимающих участие в общественных работах, в смысле, придаваемом ей приказом Минздравсоцразвития РФ № 485.

Поскольку возмещаются в данном случае именно затраты на оплату труда и вся сумма заработной платы указана в трудовом договоре, доход работника в виде заработной платы подлежит налогообложению НДФЛ на общих основаниях.

Постановлением Правительства Свердловской области № 5-ПП утвержден конкретный перечень организаций, в которых будут реализовываться мероприятия по организации общественных работ, временного трудоустройства безработных граждан, граждан, ищущих работу, включая выпускников образовательных учреждений, а также работников в случае угрозы массового увольнения, виды работ и количество участников мероприятий Программы поддержки занятости населения Свердловской области в 2009 году.

Таким образом, возмещение затрат на оплату труда участников общественных работ получают только те организации, которые указаны в перечне (приложение № 5 к постановлению № 5-ПП).

Если организация, не указанная в перечне, заключает срочный трудовой договор с лицом, желающим участвовать в общественных работах, то такая организация действует в порядке, изложенном в № 31 «А-Э».

Распечатать статью