Оформление путевого листа

(Отвечает ООО «Интерком-Аудит Екатеринбург»)

Вопрос. Организация арендует легковой автомобиль для собственных нужд.
Кто подписывает путевой лист, если в штате нет механика?
Нужна ли подпись медицинского работника о прохождении предрейсового и послерейсового осмотра, если перевозкой людей не занимаемся?

Ответ. Порядок оформления путевых листов приведен в п. 9–14 Состава сведений и порядка оформления путевого листа (утвержден Приказом Минтранса России от 28.09.2022 № 390).

На каждое транспортное средство оформляется один путевой лист.

Если одно транспортное средство используется посменно разными водителями, то оформляются несколько путевых листов – раздельно на каждого водителя (п. 10, 11 Состава сведений и порядка оформления путевого листа).

Законодательство не устанавливает, в какой последовательности при оформлении путевого листа нужно проводить предрейсовый медосмотр и предрейсовый технический контроль (Письмо Минтранса России от 08.04.2019 № ДЗ-531-ПГ). Можно проводить их в любой очередности.

Отметки в путевом листе о дате, времени и результате предрейсового и послерейсового медосмотров водителей делает медработник.

Когда оформляется бумажный документ, он заверяет данные собственноручной подписью, если формируется электронный путевой лист, для заверения требуется УКЭП или УНЭП.

Указываются фамилия, имя и отчество (при наличии) медработника (если он состоит в штате), наименование медорганизации, серия, номер, дата выдачи и срок окончания действия лицензии на проведение медосмотров (п. 12 Состава сведений и порядка оформления путевого листа).

По результатам медосмотров медработник выносит заключение о состоянии водителя (п. 12 Состава сведений и порядка оформления путевого листа):

  • если по результатам предсменного, предрейсового медосмотра вынесено заключение о том, что нет признаков воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов, состояний и заболеваний, препятствующих выполнению трудовых обязанностей, в том числе алкогольного, наркотического или иного токсического опьянения и его остаточных явлений, проставляется отметка «прошел предсменный медицинский осмотр, к исполнению трудовых обязанностей допущен»;
  • если по результатам послесменного, послерейсового медосмотра вынесено заключение о том, что нет признаков воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов на здоровье работника, острого профзаболевания, отравления или признаков алкогольного, наркотического или иного токсического опьянения, проставляется отметка «прошел послерейсовый медицинский осмотр».

По мнению Минтранса России, если рейс длится более одного дня, отметки о предрейсовом и послерейсовом медосмотрах ставятся перед рейсом и после него. Если водитель совершает один рейс и более в течение рабочего дня, отметки ставятся перед первым рейсом и после последнего рейса (Письмо от 08.04.2019 № ДЗ-531-ПГ). Эти разъяснения касаются утратившего силу Приказа Минтранса России от 18.09.2008 № 152, но полагаем, что ими можно руководствоваться и в настоящее время.

Предрейсовый или предсменный контроль технического состояния транспортного средства проводит должностное лицо, ответственное за техническое состояние и безопасную эксплуатацию.

Его назначает руководитель своим решением.

Ответственный работник указывает в путевом листе дату и время выпуска транспортного средства на линию, дату, время и результат предрейсового или предсменного контроля.

Если готовится документ на бумажном носителе, работник заверяет данные собственноручной подписью, а если формируется электронный путевой лист, он использует УКЭП или УНЭП. Кроме того, в путевом листе работник приводит фамилию, имя и отчество (при наличии). По результатам контроля проставляется отметка «выпуск на линию разрешен» или «выпуск на линию не разрешен» (если выявлено несоответствие требованиям) (п. 13 Состава сведений и порядка оформления путевого листа).

За отсутствие отметок о проведении предрейсовых и послерейсовых медосмотров, а также предрейсового контроля технического состояния транспортного средства, выявленное сотрудниками ГИБДД или органом, осуществляющим транспортный надзор, могут наложить штраф (ч. 2, 3 ст. 12.31.1, ст. ст. 23.3, 23.36 КоАП РФ, Письмо Минтранса России от 02.02.2021 № Д3-194-ПГ):

  • на водителя – 3 000 рублей;
  • на должностных лиц – 5 000 рублей;
  • на организацию – 30 000 рублей.

Таким образом, исключений в части использования автотранспорта на собственные нужды или в коммерческих целях нет, организация должна оформить путевой лист с соответствующими отметками о прохождении медосмотра, а также о техническом состоянии транспортного средства.

Распечатать статью